Мышление и интелект
3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление)
3.4.1. на основе глубоких логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация , умозаключение и т.п.)
3.4.2. на основе использования аналогий;
3.4.3. на основе использования эвристических приёмов.
3.4.4. на основе использования эмпирического метода проб и ошибок.
В случае неудачи:
3.5. отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» - «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).
Факторы способствующие озарению:
высокая увлеченность проблемой;
вера в успех, в
возможность решения проблемы; высока информированность в проблеме, накопленный опыт; высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
5. Реализация решения.
6. Проверка найденного решения,
7. Коррекция (в случае необходимости – возврат к этапу 2)
Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного,
характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается: результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, являющейся по отношению к ней побочным (побочный продукт действия).
Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны сточки действия.
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляется в следующих качествах мышления: широта, гибкость мысли, глубина и самостоятельность мышления, быстрота и критичность ума.
Хотелось бы подчеркнуть индивидуальные стили мышления:
Синтетический стиль мышления – проявляется в том, чтобы создать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположенные идеи, взгляды осуществлять мысленные эксперименты.
Идеалистический стиль мышления - проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам баз осуществления детального анализа проблемы.
Прагматический стиль мышления – опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремится как можно быстрее получить конкретный результат.
Аналитический стиль мышления – ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной манере решения проблем.
Реалистический стиль мышления - ориентирован только на признание фактов, «реальным является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть лил услышать, прикоснуться».
ВООБРАЖЕНИЕ.
В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше встречался.
Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение направленно на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он это будет делать. Таким образом он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей его практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс сознания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных иногда очень искусной.
Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей ещё не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания, закрепления, изменения.
Другое на сайте:
Понятие нервно-психической устойчивости
Эмоциональная устойчивость в понятии "нервно-психическая устойчивость", в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др. Так некоторые ав ...
Перспективы и тенденции развития психологии
Особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед российскими психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического знания.
Одним и из интересных направлений современной психологии является ...
Межполушарная асимметрия и память
Память как объект исследования занимает значительное место в психологической литературе. Нейрофизиологи пытаются понять, какие мозговые структуры позволяют человеку осуществлять запоминание и воспроизведение, педагоги ищут пути организаци ...