«Методы интеллектуального развития»
Цель исследований одаренности П.В. Тюленева: «…помочь родителям сделать своих детей одаренными, сохранить эту одаренность и превратить её в настоящий талант!» Природа одаренности детей окутана тайнами и противоречиями. Но от решения этого вопроса зависит все будущее ребенка, счастье семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее, несмотря на то, что она тщательно скрывалась.
Почему одни психологи утверждают, что каждый ребенок одарен от природы, а другие отрицают это и заявляют, что только избранные становятся одаренными и гениальными? Спор этот длился столетиями. Многое радикально изменилось после появления в 1989 – 1990 году нашей методики «читать, считать, писать и др. – раньше, чем ходить и говорить». Она разрушила традиционные представления об одаренности. На сегодня можно твердо утверждать, что каждый ребенок одарен от природы огромным объемом возможных способностей – потенциалом, которого может хватить на воспитание гения даже в нескольких областях. Раскрыть этот потенциал родителям можно только отказавшись от традиционных представлений о природе одаренности и таланта.
Выводы исследований:
1. Одаренность зависит более всего от методов воспитания.
Когда у одних педагогов ученики, едва ли не целыми классами, становятся отличниками, а у других половина учится «посредственно», это говорит о том, что будущее вашего ребенка зависит от того, какие методы и технологии обучения применяет учитель. Поэтому выбирать следует таких учителей, которые владеют специальными методами повышения общей умственной одаренности детей.
2. Одаренность не зависит от материального благополучия
Это хорошо известно и эти факты постоянно раздражают психогенетиков - радикалов. Очевидно, что если бы дело хотя бы немного было в генах, то дети вырастали бы клонами, точными или смешанными копиями своих родителей, как физически, так и интеллектуально. Но, по разным причинам, этого не наблюдается, или бывает, случается подчиняясь законам близким к форме случайного распределения. Каждый человек знает, что даже в преуспевающих в бизнесе и творчестве семьях могут возникнуть трудности в воспитании и образовании детей. Напротив, в малообеспеченных семьях при определенных условиях появлялись гении.
3. Одаренность не зависит от генов
Вывод о том, что гениальность, вопреки традиционному заблуждению, по большому счету, не зависит от генов, доказывают и те многочисленные факты, что в семьях гениев, не знающих специальных, или каких-то особых методов воспитания, вырастают обычные дети. К этим же выводам приводят современные и наблюдения в начавшуюся эпоху искусственного оплодотворения за детьми, зачатыми от спермы нобелевских лауреатов и звезд эстрады и кино. Сегодня таких детей в мире насчитываются десятки тысяч и многие уже стали взрослыми. И, наоборот, там, где в обычных семьях нашли и смогли применить специальные приемы раскрытия человеческого потенциала, вырастали таланты, выдающиеся люди и гении. Сотни случаев воспитания животными в течение многих столетий наблюдений показали абсолютную утрату человеческого интеллекта и способностей у детенышей любых родителей, независимо от генов. Это также наглядно демонстрирует преобладание фенотипа, то есть, окружающей среды и условий воспитания над генотипом, различиями генов у человека.
Тем не менее, устаревшие взгляды будут еще долго влиять на мышление всех воспитателей и ученых - всех, кто получил традиционное педагогическое образование. Поэтому они никогда не смогут воспитывать детей одаренными: это противоречит их мировоззрению. Только когда родители поймут эту главную истину, они сумеют освободить способности своего ребенка, защитить его одаренность.
Конечно, было бы неверным отрицать наличие некоторых различий в исходных задатках. Но, согласитесь, получив строительный материал в объеме достаточном для строительства, скажем, международного аэропорта «Шереметьево», нерадивые хозяева могут полностью утратить его и не суметь построить даже заурядный склад. Даже простое предположение в пользу генетической одаренности оказывается совершенно не очевидным и по другим причинам. Оказалось, что с момента рождения ребенка, пусть даже с каким-то определенным генотипом до момента, когда можно выявлять одаренность – дистанция огромного размера. Например, не только вес мозга увеличивается почти в два раза, но и, похоже, согласно данным последнего десятилетия, обновляются нейроны.
Так, детальные подсчеты с 60-х по 90-е годы в клиниках США, проведенные на нескольких десятках тысяч случаев, показали, что течение первого года жизни ребенка число нейронов сначала падает на 30 %, затем увеличивается почти в полтора раза за счет генерации так называемых «ювенильных клеток» в желудочках головного мозга.
Другое на сайте:
Понятие воображения
Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения - построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом проце ...
Вундт: психология - наука о непосредственном опыте
Наибольший успех выпал на долю В. Вундта. Он пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмголъца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Дав ей древнее имя пс ...
Эмоциональный интеллект
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ, EI)
(англ. Emotional intelligence) — группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.
Пять главных составляющих ЭИ
· самосознани ...