Мышление и интелект
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – это расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
В своем становление мышление проходит две стадии – допоняитйную и понятийную.
Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления ребенка, когда его мышление организованно не так, как у взрослых: суждения детей единичны, касаются конкретных предметов. При объяснении чего – либо все сводится ими частному знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образу, мышлениям понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и принимаются формальные операции.
Понятийное мышление - приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.
Формирующееся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно- конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости. На основе практического опыта и наглядно чувственного опыта у них развивается – сначала в простейших формах – словесно-логическое мышление
, т.е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.
В среднем и старшем школьном возрасте школьникам становится доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Формируется система взаимосвязанных, обобщенных и обратимых операций. Развивается способность рассуждать, обосновывать его общими методами, переходить от его развернутых форм к свернутым формам. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно- понятийному мышлению.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ:
Наглядно-действительное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действия с пред метами.
Наглядно образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которое человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличии от наглядно-действенного мышления, при наглядно - -образном мышлении стация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно – логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций. Таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение.
Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и завершается каким – либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирования суждения и т.п.)
Выделяют четыре стадии решения проблемы:
· подготовка
· созревание решения
· вдохновение
· проверка найденного решения.
Структура мыслительного процесса решения проблемы:
1. Мотивация (желание решить проблему).
2. Анализ проблемы (выделение того, «что требуется найти», недостающих или избыточных данных и т.д)
3. Поиск решения.
3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев различных алгоритмов.
Другое на сайте:
Профилактика девиантного поведения
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их неизбежность ставят перед обществом. Социальными службами задачи поиска форм и методов работы с дезадаптированными людьми.
Профилактика – это сов ...
Концепция «творческого Я» А. Адлера
Фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизируется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации ...
Личность младшего школьника
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, кто вообще не посещал школу, его не было и у тех, для кого начальная школа ...