Типологический подход как основа изучения личности школьника
Все три группы отношений на разных уровнях общения легли в основу разработанных нами опросников для определения социальной направленности личности школьника и выявления типологических личностных свойств.
Следует заметить, что нарушение, или точнее сказать гипертрофированное развитие одной из трех сфер отношений, отмеченных выше, приводит к трем типам социальной направленности, название и содержание которых может быть различным.
А. С. Белкин отмечает, что на формирование того или иного типа социальной направленности оказывают влияние нарушения в сфере отношений [29]. Вероятно, здесь лучше говорить не о нарушениях в сфере отношений, а о своеобразном неправильном, искаженном восприятии окружающего мира и вследствие этого взаимодействия в нем. Нарушение в одном из видов деятельности тут же отражается и на определенной форме взаимоотношений. Поэтому определенный вид социальной направленности у школьника есть не причина, а следствие нарушений в сфере отношений.
Так, например, личность с эгоистической направленностью имеет свою определяющую жизненную позицию, заключающуюся в склонности к развлечениям, праздному образу жизни, погоне за удовольствиями. Способы утверждения выбираются самые негативные, а в общественно-полезной деятельности проявляется тяга к укреплению иждивенческой потребительской жизненной позиции.
Принадлежность к тому или иному социальному типу — явление не только закономерное, но и по своему характеру весьма серьезное. Принадлежность к определенному социальному типу накладывает печать на характер ребенка, вместе с тем обязывает его, заставляет в силу внутренней логики, групповых интересов и психологии вести себя именно так, а не иначе.
Люди, принадлежащие к одному социальному типу, могут быть добрыми и злыми, веселыми и угрюмыми, но решающие поступки они совершают примерно одинаковые, именно в силу этой самой логики интересов и требований психологического стереотипа.
Без изучения типических свойств личности нет науки о личности. Лишь исследование типического в личности вводит нас в сферу законов, а выявление закономерностей всегда есть венец научного познания. Исследуя особенности того или иного социального типа личности, мы тем самым получаем возможность понять поведение не только отдельного представителя того или иного типа, но и социальной группы, а, следовательно, предвидеть развитие событий, оказывать определенное воздействие на поведение детей. Особенно это важно в условиях обучения и воспитания больших групп учащихся.
Другое на сайте:
Техника убеждения
Что же делать, если возникает реальная необходимость доказать свою точку зрения руководителю? Как не испортить при этом отношения с ним?
Выступая против мнения руководителя, важно знать:
1 когда нужно, а когда не нужно отстаивать свою т ...
Семейные
кризисы
Функциональная семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Но даже если семья вполне гармо ...
Одаренные дети: особенности психического
развития дошкольников
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессиональ ...
