Типологический подход как основа изучения личности школьника
В материалистическом учении о социально-экономических формациях сказано, что в каждом историческом периоде понятие о типе личности воплощалось в виде идеалов, отражающих духовное и физическое совершенство человека. Так, если в период первобытнообщинного строя идеалом личности был тот или иной мифический образ (бог, богиня), то в период существования рабовладельческих городов таким идеалом типа личности становится «многосторонне развитый человек». Значительное место в характеристике гармонически развитой, активной личности отводилось физическим данным.
Идеал типа личности в период формирования феодальных отношений уже был далек от идеала античности. Таким идеалом стало распятое тело Иисуса Христа, измученного и изувеченного страданиями во имя спасения человеческого рода. Это уже не символ физической силы, гармонически развитого человека, а человека, презревшего тело, терзающего и закаляющего лишь дух. В последующий период расцвета феодализма, создается новый тип личности — рыцаря — тем не менее, он полностью подчинялся служению богу и церкви и являлся идеалом правящего класса, т. к. физическая сила, боевой дух, сознание орденской чести необходимы были для защиты феодальных интересов1.
В последующей истории развития социально-экономических отношений с приходом капиталистического способа производства воссоздается промежуточный тип личности, склонный к компромиссу с бывшим господствующим классом, но разрушающий основы физической культуры периода феодализма.
Идейным основоположником буржуазного типа личности стал Джон Локк, создавший социальный портрет личности джентльмена. Его педагогические концепции были направлены на соединение аристократических традиций феодализма с мировоззрением нового класса — промышленной и торговой буржуазии. Он писал: «Джентльмен должен одинаково уметь преодолевать трудности в бою, в общественной и личной жизни. Он должен быть победителем в конфликтах личного характера, если окажется в них втянутым» [68. С. 72].
И действительно, капиталистический мир со всеми своими внутренними противоречиями, в последующем порождает целую массу новых типов личности: суперменов, профессиональных звезд, элитарных личностей, легко манипулируемых личностей и т. д. [400]. А самое главное, порождает отчужденного человека.
Отчуждение человека, как пишет Э. Фромм, означает, что индивид «не ощущает себя центром мира, творцом собственных действий . Отчужденный человек утрачивает контакт с собой и контакт с любым человеком» [108. С.218].
С началом строительства социализма в СССР была предпринята попытка создать новый тип личности, в основу которого были положены концепции классиков марксизма-ленинизма о необходимости формирования всесторонне развитой личности. Однако понятие всестороннего развития личности возникло еще в противовес тому, что К. Маркс называл раздроблением человека, превращением его в «частную функцию общественного разделения труда».
Понятие «всесторонне развитая личность» выражает идею «целостности» личности в смысле единства физического и духовного развития.
Таким образом, пока трудно четко сформулировать научное понятие типа личности. Это связано со сложностью определения критериев прогрессивного исторического развития человека, которые не могут быть выработаны только на основе знаний о социальных закономерностях развития личности. Однако материалистическая методология дала возможность через деятельный подход к личности отдельным отраслям педагогических и психологических наук подойти вплотную к разработке различных вариантов типов личности, которые имеют важное значение для создания практических систем развития и формирования личности [64].
Другое на сайте:
Общее представление о деменции
Термином деменция в медицине обычно определяют клинический синдром, характеризующийся утратой памяти и других функций мышления и возникающий при хронических прогрессирующих дегенеративных поражениях головного мозга. Однако подобное опреде ...
Особенности развития мышления
У детей с нарушениями слуха, которые овладевают словесной речью позже слышащих и на иной сенсорной основе, в развитии мышления наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.
Мыш ...
Факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков.
Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (кроме неконтролируемых действий, совершаемых невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господств ...