Типологический подход как основа изучения личности школьника
По определению Т. Е. Конниковой, направленность личности выражает наиболее устойчивые мотивы, которые делают реальное поведение ребенка более постоянным, менее зависимым от ситуативных побуждений
Автор различает два основных вида направленности:
1) общественную (коллективистическую), когда общие интересы оказываются предпочтительнее личных;
2) эгоистическую (индивидуалистическую). Л. И. Божович исследовала и выделила три вида направленности школьников: коллективистическую, индивидуалистическую и деловую [20].
Она подчеркивала, что направленность — главное в формирующейся личности, и что критерий направленности дает возможность оценить уровень воспитанности школьников всех возрастов.
Другие исследователи предлагают судить о нравственной воспитанности школьников по наличию у них определенного набора наиболее существенных качеств — доброжелательности, отзывчивости, товарищеской взаимопомощи, коллективизма и т. д. [76].
Сердцевину воспитанности, отмечает Н. И. Монахов, составляют нравственные качества, определяющие моральный облик человека. Им был предложен перечень качеств личности (в среднем, 12—14 качеств), которые, по его мнению, в совокупности отражают показатели воспитанности. Они были дифференцированы по четырем возрастным группам: I—III; IV—V; VI—VIII; IX—Х классы [рб]. Однако методика изучения этих групп так и не была создана.
Для создания диагностирующих методик типов личности важное значение имеют разработанные И. Н. Рейнвальд основные признаки всех трех типов личности, которые были положены в основу подготовленных нами тестов по определению типа личности учащихся и студентов:
1) объективная ценность для общества
его трудового вклада;
2) характеристика особенностей его мотивационной сферы;
3) стремление работать на благо общества с максимальным напряжением сил, уважение прав и интересов других людей, стремление принести им пользу и радость, глубокое удовлетворение, когда это удается, сознание того, что общее дело выше личного блага, гордость
за свои трудовые достижения.
Вариант социальной направленности типологизации личности школьника у Н. И. Рейнвальд [94] выглядит несколько упрощенно, но тем не менее позволяет вскрыть и выявить основные признаки, с помощью которых можно было бы изучать учащихся в норме и с отклонениями.
Типизация личности — важное направление в изучении детей, т. к. позволяет определить уровень эффективности воспитания в дошкольном возрасте и дать прогноз дальнейшего формирования ребенка.
Типология предполагает сведение сложных и неповторимых черт индивидуума к интегрированным группам личностных качеств, которые, образуя своеобразные симптомокомплексы, могут определенным образом объединяться в целостные личностные свойства. Эти свойства, в свою очередь, могут также быть типизированы и, как ни странно, во многих педагогических исследованиях они ложились в основу типизации личности. Поэтому мы должны говорить здесь не только о типологии личностных свойств, которые появляются вследствие вступления индивида в деятельность, но и определенном уровне развития личностных и психических качеств. Появлению личностных типологических свойств, формируемых в процессе воспитания ребенка, способствуют и мотивы, лежащие в основе практической деятельности детей. Изучение этих потребностей и мотивов, установок и диспозиций ребенка позволяет понять, почему у детей формируется тот или иной тип социальной направленности, который, в конечном счете, определяет всю деятельность детей и их поступки.
Другое на сайте:
Фазы развития творческих умений личности
Понамарев Я.А. выделяет четыре фазы:
1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.
2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровн ...
Особенности психофизического развития
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.
Первая з ...
Включение ребенка в учебную деятельность – важное условие развития
познавательной потребности
В этом возрасте мы никогда не увидим ребенка в пассивном состоянии. Он всегда чем-то занят: то он внимательно наблюдает за другими детьми, то увлечен рассматриванием новой книги, то лезет на дерево, чтобы взглянуть оттуда на окружающую ме ...