Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
При работе, в основе которой лежит экзистенциональная концепция, главным становится стремление к пониманию. Смена отношения к подростку, как к «трудному» на отношение, когда «мне трудно его понять» сама по себе терапевтична.
Лишь помня о том, что человеческая природа изначально нейтральна и в каждый момент человек совершает выбор - или в сторону добра, или в сторону зла, можно выдержать встречу с "трудным" подростком.
Психология, основывающаяся на экзистенциализме, отказалась от типологизаций, деление подростков на трудных и легких, как одна из типологизаций, опасно приписыванием конкретному человеку свойств группы и невниманием к тем проявлениям, которые кажутся нехарактерными. Подходя к конкретному подростку, как к одному из группы трудным, мы упрощаем себе задачу встречи, но тем самым обедняем ее.
Экзистенциальное видение помогает взрослому, находящемуся рядом с "трудным" подростком "удерживать равновесие" между двумя опасными крайностями: жалостливым "гуманизмом" и бездушной коррекцией. Экзистенциальная концепция предполагает, что ситуация "трудного" подростка будет рассматриваться не как проявление отклонения от нормы или патология, а как уникальная ситуация, в которой он в ограниченном экзистенциальными данностями пространстве совершает свободный личный выбор и несет за него ответственность.
Главным постулатом любого развития является то, что лишение ребенка границ мешает его развитию. В ситуации с "трудным" подростками сложностей добавляет то, что они не знают границ, установленных с заботой о них и любви к ним. Опыт их жизни - это опыт почти безграничной свободы в семье и опыт ограничений без заботы, а зачастую и с насилием [12].
Поэтому установление границ у них ассоциируется с угрозой их безопасности, с неприятием и агрессией, направленными в их адрес. Человек, устанавливающий границы неминуемо должен пройти длительный период отвержении, агрессии со стороны подростков, прежде чем, быть может, произойдет разделение в их восприятии границы и угрозы, когда подpocтки смогут почувствовать, что определенное, упорное отстаивание границ не является синонимом враждебности по отношению к ним. Это, сложно, так как взрослый подвергается провокационным выходкам подростков, цель которых доказать, что недоброжелателен, враждебен, опасен, а значит достоин агрессии. В этих условиях встает трудная зaдaча: продолжать последовательно устанавливать границы и быть одновременно заботливым и поддерживающим [15].
Если у обычных подростков в этот период более-менее одновременно появляется мужество для принятия собственных решений и способность к осознанию ответственности за них. "Трудные" подростки в своей жизни многократно принимают самостоятельные решения, многие из которых влекут за собой риск для жизни, но они не осознают направленности решений на будущее и не готовы, не склонны, а, следовательно - избегают принимать ответственность за них и их авторство. Их избегание личной ответственности связано с негативной оценкой себя и своих действий и защитой от нее. Необходимо укрепить их веру в возможность изменений жизни к лучшему, в возможность изменения себя. Подросткам необходимо получить опыт таких изменений, почувствовать, что лишь меняясь можно развиваться, что в неудачах тоже есть развития.
В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к «трудным» относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные дети часто ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует, уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными" [22].
Другое на сайте:
Теория сновидений К. Г. Юнга
По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике. "Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общ ...
Динамика работоспособности
Труд является необходимым условием существования человеческого общества, - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы или ранее произведенные предметы для удовлетворения ...
Аутогенная тренировка в
спортивной практике
Особенно широкое использование регуляции функционального состояния организма с помощью аутогенной тренировки нашла в спорте. Аутогенная тренировка в настоящее время активно используется в психофизиологической подготовке легкоатлетов, борц ...