Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
Запущенность педагогическая, устойчивые отношения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Черты запущенности могут проявляться отчётливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребёнок является психически нормальным и физически здоровым. но не обладает знаниями и умениями. необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
Задача педагогов - ликвидировать неблагоприятные тенденции в развитии школьников на такой стадии, когда они ещё не приобрели устойчивый характер. Условно выделяют несколько стадий. Первая рассматривается как предрасполагающая (в основном соответствует дошкольному возрасту). Она возникает в результате неправильного воспитания в семье (дефицит полезного общения с родителями, избыток или недостаток родительской заботы, ласки, конфликты между родителями, отсутствие единства требований к ребёнку, отсутствие ситуаций, воспитывающих чувство сострадания); из-за ошибок воспитателей дет учреждения, приводящих к неблагоприятному положению ребёнка в коллективе; как результат депривации. Вторая стадия является следствием слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению дошкольников.
Система социальных мер на этой стадии должна быть направлена на создание нормальных условий воспитания дома и в дет. яслях и садах, на развитие внимания, мышления. индивидуальных психол. качеств. Большое значение имеет формирование у ребёнка эмоциональной устойчивости, способности к торможению своей деятельности в игре, при общении со сверстниками. Желательно овладение ребёнком первыми навыками чтения, счёта, труда, создание у него верного представления о школе и роли учителя.
К ошибкам воспитания относятся обобщающие оценки качеств личности ребёнка по его отдельным поступкам. Переоценка или недооценка им своих способностей мешает правильно вести себя в период начальной школы. Вторая стадия характеризуется появлением у младших школьников начальных форм негативного отношения к нормам и правилам жизни в коллективе. Основная причина - отсутствие успеха в деятельности, прежде всего в учебной, неудачи и трудности, испытываемые детьми на фоне благополучного положения одноклассников, отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии, положении в группе. Учащиеся стараются привлечь к себе внимание негативными способами плохим поведением, невыполнением домашних заданий. Для предупреждения педагогической запущенности на этом этапе необходимы совместные усилия семьи и школы, направленные на стимулирование познавательной деятельности ребёнка, интереса к учению, организацию свободного времени. Большое значение имеет психол. поддержка учителя, гуманные, товарищеские взаимоотношения в коллективе [54].
Иногда необходимо создание ситуаций успеха, предусматривающих организацию условий, при которых ребёнок испытывает чувство удовлетворения от достигнутого. Полезно поощрять положит, черты личности учащихся, не выставлять плохих отметок. Учитель должен избегать публичного осуждения поступков, травмирующего детскую психику.
Большими возможностями, препятствующими запущенности, располагает семья: разумный режим, помощь в выполнении домашних заданий, совместные занятия с детьми. Важно, чтобы младшие школьники не были предоставлены сами себе и не попадали бы под отрицательное влияние детей с уже сложившимися негативными качествами личности. Постоянная связь родителей со школой, консультации при необходимости с медицинскими работниками помогают распознать отклонения в поведении школьников, обусловленные перегрузкой и утомлением, причинами неврогенного характера.
Третья и четвёртая стадии запущенности наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. Третья стадия характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам жизни детского коллектива, проявлением асоциальных тенденций, отклоняющимся поведением. Отдельные поступки школьников, связанные с нарушением правил поведения, имеют преимущественно ситуативный характер, то есть возникают в результате неблагоприятного стечения обстоятельств (обида на несправедливость со стороны сверстников и воспитателей, неудачи в деятельности).
Другое на сайте:
Характеристика мышления как психологического процесса
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими сво ...
Я-система
Тревога – продукт межличностных отношений; первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности. Для того, чтобы избежать тревоги (актуальной или потенциальной) или свести ее к минимуму, люди испо ...
Субъективный метод
Субъективный метод заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод получил название «интроспекция» (от лат. introspectare -гляжу внутрь, всматриваюсь). Метод интроспекции, начиная от трудов Р. Декарта и Дж. Ло ...