Становление современной социальной психологии за рубежом
В широком смысле западные специалисты определяют социальную психологию как науку, изучающую (взаимо) зависимость поведения людей, определяемую фактором их взаимоотношений и взаимодействий. Поведенческая взаимозависимость означает, что поведение индивида изучается одновременно и как причина, и как результат поведения других людей. Причём другие люди могут быть в реальном контакте с данным индивидом, существовать в его воображении или просто предполагаться конкретной ситуацией.
Современная социальная психология возникла в начале 20в. Годом её рождения можно считать 1908г., когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии: “Введение в социальную психологию” английского психолога У. Макдугалла и работа американского социолога Э. Росса “Социальная психология”.
Начало научной социальной психологии на Западе обычно связывают с работами В. Меде в Европе и Ф. Олпорта в США в 20-е годы 20в. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. В развитии психологии выделились три школы – психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология.
До 60-х годов социальная психология активно использовала методологию экспериментальной психологии и первоначальная задача “социализации” психологии редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение, что привело к кризису 1960-1970гг. В результате преодоления этого кризиса произошла либерализация социальной психологии, она освободилась от искусственности лабораторного эксперимента. В последние годы много больше внимания уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а так же изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.
Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических направлений – бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений – необихевиоризма (Г. Олпорт и др.), неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, А. Адлер и др.), теории поля и групповой динамики (К. Левин, Г. Келли и др.); социометрии (Дж. Морено, Дж. Крисуэл и др.);трансактивной психологии(Э. Кентрил, В. Иттельсон и др.); гуманистической психологии( К. Роджерс и др.); когнитивистские теории, а так же интеракционизма (Г. Мид, Т. Сарбин и др.), который представляет социологический источник в развитии социальной психологии.
Социальная психология занимается изучением широкого спектра проблем. К числу наиболее активно разрабатываемых в современных исследованиях можно отнести:
1. процессы актрибуции;
2. групповые процессы;
3. оказание помощи;
4. аттракция и аффилиация;
5. агрессия;
6. преступления;
7. установки и их изучение;
8. социальное познание;
9. социальное развитие личности(социализация);
10. кросскультурные исследования.
Традиционно социальная психология разделяется на три или четыре области исследования:
· изучение индивидуального социального поведения;
· изучение диадического социального взаимодействия и процессов общения;
· изучение малых групп и психологическое изучение социальных проблем.
В изучении индивидуального социального поведения важны как когнитивные, так и мотивационные факторы.
Когнитивные факторы изучались в социальной психологии двумя различными путями: как изучение влияния различных социальных факторов на процессы восприятия любых объектов и как изучение непосредственного восприятия человека человеком (социальной перцепции), чему уделялось значительно большее внимание.
Мотивационные аспекты индивидуального социального поведения более часто изучались в связи с процессами диадического взаимодействия. Анализ повседневных взаимодействий вскрывает две базовые переменные: переменную доминирования, статуса или власти в противовес подчиненному поведению и переменную положительного социального поведения (аттракция, привязанность, любовь, оказание помощи) в противовес негативному социальному поведению (агрессия)[1].
Другое на сайте:
Объективный метод
Не вызывает сомнения факт, что все психические процессы (ощущения, представления, мысли, желания, чувства и т.п.) непосредственно доступны наблюдению только того, кто конкретно их переживает, чувствует, т.е. субъективному наблюдению. Если ...
Психика , психический образ, сознание
Психика - /греч. Psychikos - Душевный/ свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения - его активность. При этом оно не только предс ...
Стресс и здоровье
Исключительно важно то значение, которое имеет эмоциональный (психический) стресс в жизни человека и в формировании многих заболеваний. Одну из главных и нерешенных проблем при этом можно сформулировать следующим образом: стресс – это хор ...