Контролирующий стиль семейного воспитания
В результате контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности, который имеет следующие виды отношений:
1. К людям
Внешне учащиеся данного типа выглядят угрюмо, чрезвычайно подозрительны к старшим и сосредоточены на личной защите. В движениях и рассуждениях очень резки и вспыльчивы, поэтому конфликтны даже в тех случаях, когда бы хотели вместе играть или общаться.
В силу этого в особые рассуждения не пускаются, даже избегают их, что создает дополнительные трудности в общении с ними. Очень ценят товарищество, хотя им трудно с кем-либо сблизиться. Чаще всего дружат с себе подобными, но лишь для взаимной защиты и поддержки. Своего товарища в случае общего преследования никогда не выдадут и даже жесточайшие наказания не могут принудить их к этому.
Постоянная настороженность и готовность к конфликту делает их неуверенными в себе и нерешительными, но требовательными к другим, ведет к замкнутости и грубости. Грубость и постоянное стремление сделать все наоборот, назло, влекут за собой преследование их, а в последующем и жестокие наказания как со стороны родителей, так и учителей-воспитателей. Все это только еще больше ожесточает их, делает беспощадными ко всем тем, кто зависит от них, будь то животные или сверстники. 49
Если это животные, то они их истязают, уничтожают и, чем больше причиняют страданий, тем выше удовлетворение. Если это сверстники, то пытаются их ущипнуть, уколоть или ударить. Если попадутся неодушевленные предметы, то они стремятся их испортить, исковеркать, сжечь. При виде таких же разрушительных, сильных впечатлениями сцен они становятся все более циничными и жестокими.
2.К деятельности
Дети этого типа с трудом могут сосредоточиться на одном виде деятельности. Они постоянно мечутся, хватаясь то за одну работу, то за другую. В школе не могут спокойно проработать 10—15 минут, начинают все ронять, беспокоить товарищей, сидящих рядом, впереди или даже позади себя. Несмотря на свою «вертлявость» и постоянные отвлечения, дети этого типа все-таки в начальной школе могут обучаться достаточно успешно. Однако в средних классах успеваемость их быстро снижается, так как они плохо адаптируются к требованиям разных учителей, которые, стремясь управлять ребенком такого типа, очень часто используют оценку как регулятор их поведения. Такое отношение учителей к «тревожному» типу личности школьника приводит к тому, что к окончанию средней школы те негативно относятся к обучению, стремясь избежать встреч с учителями, так как кроме унижения их достоинства, они ничего не испытывают.
В трудовой деятельности дети этого типа подчас могут зарекомендовать себя в подростковом возрасте лучше, чем в учебной, как бы компенсируя неудачи в одной области деятельности другой, более удачной.
Очень сложно детей этого типа привлекать к работе в кружках, спортивных секциях, в которые они просто не желают идти из страха, что там нужно будет занимать первые места или демонстрировать свое искусство. С одной стороны, эти дети как бы боятся показать себя, а с другой — в них живет подспудное желание выделиться, быть замеченными, так как их статус очень низок в группе, вплоть до того, что многие из них бывают изгоями в классе. Поэтому для этих детей важна оценка результатов их деятельности другими, и в этом они похожи на «доминирующий» тип личности, с той разницей, что последний активно этого добивается в социальной группе, а тревожный — пассивен, неуверен и постоянно дожидается этой положительной оценки.
Другое на сайте:
Социально - психологическая cпецифика управления
предприятиями ресторанного бизнеса
Значительный сегмент общего рынка обслуживает исключительно ресторанный бизнес, который считается одним из самых рискованных с точки зрения вложения средств, самым непредсказуемым с точки зрения планирования прибыли и рентабельности. Но, ...
Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация
У всех одна проблема, это – здоровый образ жизни и каждый человек, канд. наук, доктора дают свои определения и по-своему анализируют. И хотела бы рассмотреть рассуждения и понятия В.А.Гурова, где он приводил примеры нескольких авторов и п ...
Аналитическая интроспекция
Ученик В. Вундта Эдвард Брэдфорд Титченер (1867-1927) помимо ощущений и чувствований считал элементами сознания ещё и представления («следы прежних ощущений»). Он предлагал более строгий метод интроспективного анализа – метод аналитическо ...