Контролирующий стиль семейного воспитания
В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности.
Возникновению подобного типа личности способствуют 4 условия:
1. Ребенок воспитывается в детском доме или опекунами при жестком обращении с ним.
2. Родители контролируют деятельность своего ребенка со слов окружающих, наказывая его по первому же наговору.
3. Ребенок до 5 лет без родителей оказывается в больнице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению со стороны разновозрастных членов палаты.
4. Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.
Все эти условия вызывают защитную реакцию у детей, но чаще всего родители культивируют воспитание на основе четвертого условия, что в общем-то немногим отличается по характеру от остальных трех. При всех четырех условиях родители культивируют следующие отношения.
1.
Отношение родителей к деятельности ребенка
Родители предоставляют ребенку ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Родители педантично следят за тем, чтобы ребенок придерживался режима дня, своевременно овладевал жизненно важными навыками и умениями, строго закрепляют круг обязательных дел, за выполнением которых четко следят. Дети же постоянно стремятся уйти из-под навязчивого контроля родителей. Если родители и предоставляют ребенку свободу действий, то все равно косвенным путем следят за его поведением. Запрет на свободную деятельность вызывает бурный протест у ребенка и усиливает хаотический поиск способов скрыться из-под контроля родителей.
2. Отношение родителей к использованию методов поощрения и наказания
Постоянно действующий или временный контроль всегда требует твоего логического завершения. Поэтому родители вынуждены наказывать за неправильное поведение и поощрять за правильное. Однако чаще приходится наказывать либо для упреждения возможных негативных поступков ребенка, либо по поводу уже свершившихся. При этом родители начинают с простого командно-приказного тона, в последующем переходят к крику, постановке в угол, наказанию ремнем, запретам на удовлетворение потребностей ребенка в игре и развлечениях. Мало того, родители считают, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Некоторые родители бьют своих детей до тех пор, пока ребенок не перестанет плакать. Это приводит к глубоким психологическим срывам в состоянии детей.
Родители часто требуют на счет (раз, два, два с половиной, три) выполнить их распоряжение, после чего педантично приводят в исполнение свой приговор.
Широко применяя меры наказания, родители добиваются послушания ребенка. Однако сиюминутный успех в управлении ребенком не гарантирует в последующем нормальное его поведение.
У родителей имеется целый арсенал оправдательных мотивов своего жесткого обращения с ребенком: «нет терпения», «если не наказывать, совсем отобьется от рук», «нас били, и мы выросли хорошими людьми». Можно услышать даже такие оправдательные заявления:
«Дети должны воспитываться в страхе, примером для этого является дрессировка животных. Собака, не испытывающая страха, плохо выполняет команды хозяина».
Родители, как правило, бывают скупы на ласку, похвалу, поддержку ребенка. Чаще всего родители видят больше недостатков в своем ребенке, чем достоинств, требующих вознаграждения.
Другое на сайте:
Цветовые предпочтения детского возраста
Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста в 19 веке первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина (1972) приводятся результаты этих работ, и д ...
Учебная мотивация
В процессе формирования у младших школьников потребности в усвоении теоретических знаний (т.е. потребности в учебной деятельности) она конкретизируется в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий. Мотивы учебных ...
Понятие самооценки в
отечественной и зарубежной психологии
Проблема самооценки является важной в современной психологии и достаточно разработанной в большей мере в социальной психологии и психологии личности. СИ. Ожегов определяет понятие самооценки, как оценка самого себя, своих достоинств и нед ...