Понятие темперамента.
У американских авторов можно найти сопоставление некоторых индивидуальных психических особенностей со скоростью образования положительных и условных тормозных рефлексов. Сюда относятся исследования тревожности, или беспокойства. Состав психологических компонентов тревожности нельзя считать вполне определенным и установленным. Наиболее устойчивые и постоянные компоненты этого комплекса: состояние эмоционального напряжения (stress), переживание личной угрозы, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам, отнесение неудач и ошибок, за счет свойств своей личности, озабоченность, само мнительность, недовольство собой. Весь этот симптокомплекс обладает одним из основных отличительных признаков темперамента: от него зависит динамика деятельности. Но проявляется он лишь в ситуации опасности и зависит от мотивов и отношений личности. (13 с. 293)
Тревожность наблюдается также при неудовлетворении мотивов и во всяком психологическом конфликте типа фрустрации. Состояние тревожности не является имманентным свойством, присущему определенному темпераменту. Оно появляется лишь при определенных нарушениях в системе мотивов и отношений личности.
Другой комплекс психических особенностей - ригидность, изучавшийся в англо-американских исследованиях, может быть поставлен в связь, с общим типом нервной системы по косвенным признакам. Каттэл определяет ригидность как трудность изменения давно установившихся привычек при наличии новых требований. В отечественных работах под ригидностью понимается медленное включение в новую работу и медленное переключение с одной работы на другую, медленное усвоение и перестройка навыков и медленное приспособление к новой обстановке. В этот симптомокомплекс входят не только эмоционально-волевые особенности, но и интеллектуальные, и черты, характеризующие динамику самосознания и самооценки. Все эти особенности соответствуют отличительным признакам темперамента. Ригидность изучалась и при помощи таких испытаний, которые могут быть вполне однозначно истолкованы в Физиологическом отношении. У высоко ригидных ниже критическая частота мельканий, Шварц (1959) установил, что низкий порог критической частоты мельканий соответствует инертности нервных процессов, данные говорят о том, что степень инертности нервных процессов играет существенную роль в ригидности. Таким образом, ригидность и соответствующие ей особенности обладают отличительными признаками свойств темперамента.
Личность представляет собой неповторимый и специфический для каждого индивида контур регуляторных структур, возникающих только в индивидуальном развитии под влиянием окружающей среды. К ней относятся определенные общественные и культурные условия, а также детерминированные ими процессы воспитания, благодаря которым можно активно и сознательно влиять на формирование принятых образцов; норм и правил поведения, при таком понимании личности, темперамент в лучшем случае имеет весьма косвенное отношение к ее формированию и генезису. Однако это представление неверно. Личность развивается на основе первичных влечений, которые специфичны для каждого индивида (жажда, голод, страх), Эта специфичность определяется энергетическим уровнем, т.е: силой, интенсивностью, временными параметрами. Это выражается в том, что в одних и тех же условиях разные дети ведут себя по-разному. Те формы поведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются в раннем онтогенезе, не могут быть безразличны для окружающих. К различному поведению ребенка родители применяют разные воспитательные приемы, например, младенец, который много и сильно плачет, как правило, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок, спокойно лежащий и не "докучающий" окружающим. Поэтому, свойства темперамента в целом, определяя способ обращения и воспитания с ребенком, влияют на образование определенных познавательных и деятельностных структур или на формирование соответствующих мотивов поведения. Хотя это влияние является косвенным, свойства темперамента выступают как один из факторов, определяющих то или иное обращение с индивидом. Одним из Факторов, дифференцирующих личности у детей, являются свойства темперамента. Об этом говорят, например, характеристики энергетического уровня поведения. Механизм физиологической чувствительности усиливает или снижает интенсивность стимуляции. Одно и тоже наказание может выступать как совершенно разные наказания, если даже предположить, что дети не отличаются друг от друга ничем, кроме темперамента. Роль темперамента в формировании личности заключается, прежде всего в том, что он определенным образом модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды. Влияние темперамента на формирование личности ребенка выражается в следующих формах:
Другое на сайте:
Психология личности в теории Гордона Олпорта
В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более пятидесяти различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: « ...
Структура психики; соотношение сознания и бессознательного
Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы. 2) психические состояния. 3) психические свойства.
Психические процессы – динамическое отражени ...
Причины возникновения стресса
Большинство психологических проблем являются иллюзорными или виртуальными, так как существуют только во внутреннем психологическом пространстве. Человек заранее строит в своем мозгу мысленную модель предстоящей ситуации. Если по каким-то ...