Сенсорная организация человека
Ощущение
– это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущения. Ощущение – только первичный материал психического образа, который формируется на уровне восприятия.
Функция кинестетической и вестибулярной чувствительности состоит в информировании индивида о его собственных движениях и положении в пространстве. Кинестетические ощущения
– это совокупность сенсорной информации, поступающей из мышц, сухожилий и связок. Вестибулярные ощущения
основаны на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений обеспечить устойчивую основу для зрительного наблюдения.
Кожная чувствительность
обеспечивает индивида информацией о том, что соприкасается с его телом: это может быть предмет или некоторая среда (например водная или воздушная). Наибольшей чувствительностью обладают ладони, кончики пальцев, губы и язык. Различают четыре разновидности кожной чувствительности:
ощущения давления, тепла, холода и боли.
Болевая чувствительность
имеет крайне важное биологическое значение; болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности.
Обоняние
обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в жизни многих животных.
С помощью слух
а
индивид получает передаваемую посредством волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от него объектов. Основными характеристиками звуковых волн являются амплитуда и частота,
Выделяют два типа порогов чувствительности:
абсолютный и дифференциальный, или разностный.
Абсолютный порог чувствительности – величина стимула, при которой начинает
возникать ощущение. Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Эта величина носит название дифференциального порога, или порога дифференциальной чувствительности.
Дифференциальный порог – величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать.
Психометрическая функция – зависимость вероятности обнаружения (различения) стимулов от их интенсивности.
Восприятие(
перцепция), – это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий.
Восприятие движения
. Известно, что объект может восприниматься как движущийся, даже если его изображение не перемещается по сетчатке. Примером иллюзорного движения является эффект индуцированного движения. Например, луна, движущуюся на фоне облаков. Конечно, не луна движется, а облака, гонимые ветром. Луна практически не перемещается вдоль сетчатки, а воспринимается как движущаяся; облака же перемещаются относительно нас самих, а воспринимаются как неподвижные. Получается, что перемещение вдоль сетчатки не только не обязательный атрибут восприятия движения, но еще и недостаточный. Человеку вообще свойственно приписывать движение тому из двух объектов, который воспринимается фигурой на фоне другого. Фон – это то, что окружает, включает, является большим по отношению к другому объекту, воспринимаемому, соответственно, как фигура.
Восприятие формы.
Для восприятия объекта мало видеть, где он находится и куда перемещается; желательно знать, что это за объект, т, е. идентифицировать его. Восприятие формы объекта является важнейшим аспектом его идентификации.
Образы восприятия
характеризуются целостностью, Это означает, что в них представлена некоторая связная картина, образ предмета или события. Мы не воспринимаем дерево за окном как совокупность овальных объектов зеленого цвета, находящиеся на фоне черных толстых вертикальных линий Мы видим дерево: ствол, ветви и листья. Данную особенность восприятия особо подчеркивали представители школы гештальпсихологии, основной тезис которой состоял в том, что психические образы, и в частности образы восприятия – это нечто большее, чем простая сумма элементов. Образ восприятия представляет собой некоторую организацию стимулов.
Другое на сайте:
Понятие сценического волнения в психолого-педагогической литературе
Некоторые музыканты рассматривают сценическое состояние исполнителя как следствие особенностей его нервной системы и рекомендуют исполнителям, страдающим от вредных форм эстрадного волнения, аутосуггестивные упражнения, заимствованные из ...
Особенности мышления детей младшего школьного возраста
Особенность здоровой психики ребёнка – познавательная активность. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребёнок, играя, экспериментирует, пытается установить прич ...
Отношение к цвету в процессе мышления
Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, — мышление. Речь не об информационной, а — энергетической стороне цветового воздействия, и тем ...