Понятие темперамента.
1. Проявление темперамента влияет на обращение с ребенком окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность. Личность формируется под влиянием постоянного обращение с ребенком близких ему людей.
2. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окружающую его обстановку и систему воспитания. Свойства темперамента определяют интенсивность и продолжительность воспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формирования личности.
3. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами определенных черт личности. Существуют данные, указывающие на совместные проявления свойств темперамента и определенных черт личности. Опираясь на параметры условно рефлекторных процессов, судят об отдельных свойствах темперамента. Сходными, а иногда идентичными показателями пользуются психологи, изучающие такие характеристики личности, как экстравертированность-интровертированность и уровень тревожности.
Экстраверт и интроверт - два типа личности, описанные в 20-х годах Юнгом; в основании деления положена установка индивида вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении или в реакциях на различные стимулы. Экстраверт - индивид, мысли, чувства, интересы и действия которого направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям. Интроверт - индивид, психическая энергия которого направлена на самого себя. Его мысли, интересы и даже собственные действия обращены на "собственное Я". У него проявляется склонность к рефлексии, замкнутость, постоянный анализ своих собственных психических состояний. С трудом контактирует с окружающими. Айзенк утверждает, что в основе экстравертно-интроверного поведения лежат врожденные особенности, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения, к числу показателей экстраверсии-интроверсии, он отнес скорость образования и угасания условной реакции и уровень сенсорной чувствительности, показатели, которой многие психологи используют для определения свойств темперамента. Учитывая это, можно утверждать, что между типом нервной системы и экстраверсией-интроверсией имеется большое сходство. Существует также связь между уровнем реактивности и мерой зкстрэверсии-интроверсии, связь между экстраверсией-ннтроверсией и временной характеристикой поведения. Экстраверсия сопутствует большой подвижности поведения, тогда как интроверсия сочетается с подвижностью.
Другое свойство личности - тревожность также связана с чертами темперамента. На связь между реакциями страха и темперамента указывал еще Павлов, который обращал внимание, что одной из форм поведения, отличающих слабый тип от сильного, является большое беспокойство слабого типа. В ряде исследований доказано, что тревожность повышается с ростом уровня реактивности, малая реактивность соответствует отсутствию тревожности.
Темперамент можно оценивать с точки зрения адаптивных возможностей индивида и той роли, которую темперамент играет в процессе поддержания равновесия между организмом и средой. Павлов с этой точки зрения считает предпочтительнее темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни холерик, что обусловлено отсутствием уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Наименее приспособлен к жизни меланхолик из-за низкой работоспособности (выносливости) нервной системы. Оценку темперамента или его отдельных свойств с точки зрения адаптивных возможностей следует производить в зависимости от конкретной ситуации, т.е. диалектически. Одни и те же свойства темперамента в разных условиях, в разной среде приобретают различную ценность для индивида с разной структурой темперамента.
Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии.
Другое на сайте:
Сплочённость в коллективе
Сплоченность коллектива – это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.
На состояние сплоченности ...
Понятие агрессивности.
Американский психолог Э.Фромм по поводу агрессии говорил, что это «коллекция хлама, куда мы сваливаем многие психологические механизмы, не зная, как их анализировать.» (16 с.316)
Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к а ...
Особенности карьерного роста
Отечественный психолог А.Е. Чирикова приводит сравнительную характеристику деловых и личных качеств российских мужчин и женщин[7].
У женщин первые позиции (в порядке убывания по значимости) занимают следующие качества и умения:
· умение ...