Психологические особенности застенчивых людей
Р.К. Малинаускас нашел, что эмоциональная устойчивость к воздействию стрессогенных факторов практически одинакова у лиц мужского и женского пола. Правда, следует учесть, что автор обследовал спортсменов, а, как известно, среди спортсменок много лиц маскулинного типа.
Женщины более свободны в выражении страха и грусти, чем мужчины. Правда, Н. Айзенберг и соавторы выявили по мимике и самоотчету испытуемых лишь небольшие различия в проявлении эмоциональности в пользу женщин. С возрастом эти различия увеличивались, в основном за счет того, что мужчины больше маскируют свои эмоции.
В ряде других исследований также показана большая экспрессивность лиц женского пола, независимо от их возраста. Было обнаружено, что женщины проявляют более эмоциональное поведение в чисто женских группах, чем в смешанных. Женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины - гнева и злобы. Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины. Так, М. Ля-Франс проанализировала 9000 фотокарточек из студенческих альбомов, а Э. Хальберштадт и М. Саитта - 1100 фотографий из газет и журналов, а также снимки 1300 человек в магазинах, парках и на улице. И везде обнаруживалось, что женщины улыбаются чаще. Различия в эмоциональной экспрессии мужчин и женщин многие психологи связывают с особенностями воспитания тех и других. Согласно К. Юнгу, у мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Для мужчин открытое проявление эмоций достойно насмешек и позора. Это дает основание говорить (Берн Ш.), что эмоциональность (т.е. сила переживаемых эмоций) у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень их внешнего выражения. Различно у мужчин и женщин выражение разных эмоций: то, что "прилично" для женщин (плакать, сентиментальничать, бояться и т. п.), "неприлично" для мужчин, и наоборот, то, что "прилично" для мужчин (проявлять гнев и агрессию), "неприлично" для женщин. Ведь и у женщин существует "запрет" на выражение ряда эмоций и чувств. Р. Сальваггио отмечает, что у женщин весьма желательно выражение эмоциональной зависимости от противоположного пола, погруженности в "любовь" при запрете на открытое выражение чувств и проявление агрессии. Как считает автор, это создает у женщин мазохистскую установку.
Ю.Л. Ханин получил данные, которые можно интерпретировать в пользу вывода о лучшей эмоциональной памяти у женщин, чем у мужчин. Группе женщин - прыгунов в воду было предложено за 20 дней до важных соревнований оценить ретроспективно на основании своего прошлого опыта с помощью шкалы ситуативной тревожности "свое состояние перед ответственными соревнованиями". Затем непосредственно перед соревнованиями (за 2 часа до начала выступления) с помощью шкалы ситуативной тревожности был измерен реально наблюдаемый уровень тревоги. Оказалось, что между этими двумя показателями существует тесная корреляция. Это свидетельствует о том, что вспоминавшаяся сила эмоциональных переживаний у женщин была близка к реальной. У мужчин же в результате проведения такого же исследования достоверной корреляции не было обнаружено. Правда, выявленные различия между мужчинами и женщинами в запоминании своих переживаний могут быть объяснены и худшей у мужчин, чем у женщин, рефлексией, и меньшей у мужчин, чем у женщин, выраженностью тревоги, но все это тоже нуждается в доказательстве.
А.А. Плоткин показал, что как у мужчин, так и у женщин распространены эмоциональные типы, при которых доминирует либо радость и страх, либо радость при равенстве страха и гнева. Одинаковую предрасположенность женщин к гневу и страху можно объяснить с позиций К. Изарда, считающего, что склонность к страху может уравновешивать предрасположенность к гневу, удерживая индивидов от агрессивных поступков и конфликтов или переводя их в более "мягкие" формы (например, в косвенную вербальную агрессию, которая, по данным Ковалева П.А., преобладает именно у женщин). У мужчин наиболее распространенной является структура, в которой гнев и радость преобладают над страхом. Эти данные согласуются с имеющимися в литературе данными о большей выраженности у мужчин прямой физической и вербальной агрессии.
По данным В.Н. Куницыной, в категорию застенчивых чаще попадают женщины, чем мужчины (соответственно 30 % женщин и 23 % мужчин).
Однако Ф. Зимбардо отмечает, что в Японии и на Тайване гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют.
По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Во время просмотров слайдов или прослушивания рассказов реакции девочек отличались большей эмпатией. Большую склонность девочек к сопереживанию по сравнению с мальчиками выявила и М.Л. Бутовская. Женщины более склонны плакать и говорить о своих бедах в ответ на рассказы других о своих неприятностях.
К.Н. Суханова получила данные, согласно которым мужчины больше нуждаются в эмоциональном участии (100 % и 60 %), женщины же чаще сохраняют эмоциональную безучастность в отношениях (60 % против 40 %). Эти на первый взгляд парадоксальные данные не выглядят таковыми, если учесть, что мнение о большей природной эмпатийности (как частного проявления большей эмоциональности) женщин некоторыми исследователями ставится под сомнение. Многое в обнаружении эмпатийных различий между мужчинами и женщинами зависит от используемых при их выявлении критериев. Так, существенные различия наблюдались при использовании шкал, где обследуемый должен был сообщить, насколько эмпатийным он стремится быть, небольшие различия - при использовании шкалы, где надо было сообщить о своих чувствах после переживания эмоционально насыщенной ситуации, а при использовании физиологических показателей или мимических реакций различий вообще не было найдено.
Другое на сайте:
Способы развития личности одаренного ребенка
Итак, мы выяснили, что же такое одаренность, кого можно считать одаренным, и теперь перейдем к центральной части нашей работы – проблемы одаренных детей. О том, какие проблемы, и как он решаются, пойдет речь в это части нашей работы.
Хот ...
Коррекция взаимоотношений родителей с детьми
Характерологические свойства личности, как единодушно отмечают зарубежные [56, 98] и отечественные [29, 51, 62] исследователи, формируются в дошкольный период. Ученые расходятся лишь в определении сроков формирования этих свойств. Важную ...
Естественнонаучная парадигма в науке
Как сфера человеческой деятельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой научного знания стало естествознание. Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая механика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом ...