Трудные ситуации и психическое здоровье ребенка
- госпитализация.
Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Различные психосоматические и нервно – психические расстройства у детей, с которыми нередко сталкиваются медицинская и психологическая практика, являются, как правило. Следствием таких долговременных патогенных воздействий. Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности. Однако, вопреки этому очевидному положению, в последнее время учеными обнаружен удивительный феномен – неуязвимые дети. Так названы дети, «которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс и справляться с ним благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. …Эти дети отличаются начитанностью и душевным здоровьем, увлеченно играют, любят жизнь и считают, что жить стоит».
Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям.
С точки зрения обсуждаемой проблемы – трудные ситуации у детей – роль родителей представляется двоякой: во-первых, именно родители нередко создают своим детям трудные жизненные ситуации. Подавляющее число психотравмирующих ситуаций спровоцировано семьей, и родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни. [18]
Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико. Лисина М.И. [27, с. 15] выделяет, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:
1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка. Так, психологами выделены три группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье. Были установлены следующие зависимости:
А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;
Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;
В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.
3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций. [27]
Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни. Для того чтобы выявить влияние родительских отношений, а также психологической атмосферы в семье на ребёнка, на его психическое развитие, нами проведен констатирующий этап исследования.Анализируя данные психолого-педагогической и научно-методической литературы можно сделать выводы о том, что:
Другое на сайте:
Психологические особенности формирования речи первоклассников
Одним из важнейших показателей уровня культуры мышления, интеллекта человека, является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и ус ...
Экспериментально-патологический метод
Третьим базовым методом психологии, особенно важным для нейропсихологии и патопсихологии, является экспериментально-патологический метод (А.Р. Лурия). С его помощью исследуются изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патоло ...
Основные компоненты личности
Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры.
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельност ...