Общий коррекционный подход
Разрабатывая педагогическую коррекцию на современном этапе, мы обратили внимание на то, что важную роль в изменении характера играют все-таки не прямые или косвенные воздействия на психику личности, а прежде всего окружающая среда, т. е. воспитатели и коллектив, в котором протекает жизнедеятельность ребенка.
В построении разрабатываемой нами педагогической коррекции были использованы теоретические и практические достижения отечественных ученых: К. А. Абульхановой-Славской [З], Б. Г. Ананьева [9], П. П. Блонского [16], Л. П. Буевой [23], Л. С. Выготского [27], Б. И. Дадо-нова [38], Ю. А. Замошкина [41], И. С. Кона [53], Н. Д Левитова [62], А. Н. Леонтьева [64], Н. И. Монахова [76], В. Н. Мясищева [78], Б. Д. Парыгина [8б].
Анализ научной литературы показал, что педагогическая коррекция должна быть экологически чистой, не воздействующей прямо на психику ребенка. Только через изменение педагогических условий воздействия на ребенка возможно достижение устойчивых изменений в характере. Главным же воспитывающим условием в семье являются родители, а в школе — учитель, которые создают огромное поле педагогических ситуаций, где проявления характера либо выкристаллизовываются, либо получают свое изменение в плане его совершенствования.
Следовательно, необходима психолого-педагогическая коррекция системы отношений между родителями и учениками, а также между учеником и учителем или воспитателями. Предлагаемые оба направления педагогической коррекции школьника будут строиться на рекомендациях по изменению форм отношений к ребенку. Так, например, в условиях коррекции воспитания в семье, рекомендации будут даны по следующим формам взаимоотношений:
1. Отношение родителей к деятельности ребенка.
2. Отношение родителей к использованию методов поощрения и наказания.
3. Отношение родителей к ребенку.
4. Отношение родителей к окружающим людям.
5. Отношение родителей к нравственным ценностям ребенка.
6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция воспитывающих отношений в школе основана на рекомендациях изменения собственных форм отношений педагога или воспитателя к учащемуся. Среди этих форм отношений мы выделяем те, которые присущи как учащемуся, так и воспитателю, педагогу:
к людям,
к деятельности,
к своим возможностям, к самому себе,
к критике,
к коллективу,
к проявлению волевых усилий.
Рекомендации для воспитателей и педагогов по отмеченным выше формам отношений представляют собой самый сложный раздел в педагогической коррекции в учебном учреждении. Личность учителя или воспитателя должна научиться управлять собственным социально-психологическим типом личности во имя того, чтобы строить оптимальную систему отношений с социально-педагогическими типами личности учащихся. Такой подход предъявляет новые требования к личности учителя, который не просто декларирует принципы гуманизма на вербальном уровне, а реализует их через постоянную работу над собой во имя воспитательных ценностей.
Практический опыт показал, что работать над совершенствованием собственной личности с учетом типических особенностей учащихся, как правило, могут только педагоги и воспитатели гармонического, сензитивного и интровертивного социально-психологических типов личности. Для учителей и педагогов, имеющих конформный, доминирующий, инфантильный или тревожный социально-психологические типы личности, свойственны догматизм, консерватизм и проявление агрессивности в стремлении
не изменять своих взаимоотношений с учащимися.
Другое на сайте:
Конфликты в системе высшего образования
Причины возникновения конфликтов. [8; 150].
Рассмотрим причины возникновения конфликтов по всем основным линиям взаимодействия в системе высшего образования. Главные причины конфликтов по линии взаимодействия «ВУЗ – общество» обусловлены ...
Ассоциативный эксперимент
В
единстве сознательной жизни личности -эмоцональность образует аспект, сторону, теснейшим образом взаимосвязанную со всеми остальными. Выражая положительное или отрицательное отношение к предмету, на который оно направляется и который ...
Психофизиология функциональной асимметрии полушарий мозга
Под психофизиологической асимметрией понимается своеобразие психической деятельности и сопровождающих ее физиологических процессов, связанных с активностью левого или правого полушария. О необходимости разграничения мозговой и психической ...