Cоциально-психологические механизмы влияния
Возникает вопрос: что делает тоталитарную группу столь привлекательной для людей, чем количество его членов не уменьшается?
На наш взгляд, можно было бы условно выделить пять групп личностей, которые пополняют ряды этих новообразований. Первую группу составляют молодые люди, имеющие неуверенно, проблематично ситуацию в своей жизни. В сложной социально-экономической ситуации и духовной атмосфере они отчаялись в собственных силах, в будущем, потеряли смысл жизни или не видят выхода из сложных личных обстоятельств. Сюда же можно отнести и личностей, которые находятся в так называемых переходных или маргинальных периодах своей жизни: подростки, первый год вне семьей, изменение места работы или ее потеря, окончание учебного заведения и невозможность трудоустройства, внезапная болезнь или смерть в семье, несчастный случай, стресс и т.п.; нередко пребывания в тоталитарной группе для них является формой бегства от проблем "обычного" реального мира, своего рода духовным наркотиком. У людей с проблемных групп легче выработать и закрепить механизмы психологической зависимости.
Ко второй группе можно отнести пытливую молодежь - "умников и умниц", которых привлекает процесс открытия нового, стремящихся "чистого знания". Интерес к нетривиальных идей, эзотерических знаний у них возникает при знакомстве с нетрадиционными религиозно-философскими системами. К этому их подталкивает и подсознательное стремление найти всеобъемлющую систему знаний, надежда найти в новых идеях и специфических магических обрядах, медитационные практике инструмент для рационализации субъективной сферы, который выходит за рамки наук. Как правило, эта часть молодежи увлекается астрологией, нумерологией. Ее привлекают изящные формулы типа: "Мы - последняя надежда человечества". Сюда можно отнести и представителей интеллектуализированных слоев населения, способных нести новое "учение" в массы, - педагогов, врачей, инженеров, творческую интеллигенцию (люди с высшим и незаконченным высшим образованием - основной костяк таких групп.
Третью группу составляют личности с тонкой душевной организацией, богатым воображением, нестабильной эмоциональной системой, податливые к внушению. В них фиксируется сильный врожденный тяга к таинственному, к религиозности. Для них много значит моральная поддержка со стороны "учителя жизни", "гуру". Они страдают от господствующего прагматизма, рационализма, ищут способы оформления своих переживаний, чувств, стремятся найти утешение в новых идеях, в иррациональном.
К четвертой группе можно отнести лиц, которые приобщаются к тоталитарных групп из природного человеческого любопытства, возможности в разного рода группах, сектах, культах получить "кайф". Они уверены, что, порадовав себя, получив надежд наслаждение, так же легко и безболезненно оставят это занятие.
Пятую группу составляют лица, или же потеряли связь с традиционными церквями в силу различных причин, или же были атеистами достаточно поверхностно знают философско-религиозные учения.
Представители всех этих групп не осознают последствий своего пребывания в тоталитарной группе. Прежде всего - разрушения, десоциализацию личности, формирование ее психологической зависимости от группы, частичной или полной изоляции от общества, неприятие ею других людей, а людьми - ее.
Социализации личности можно определить как процесс, осуществляемый в ходе деятельности и общения индивида, результатом которого является усвоение и активное воспроизведение им социального опыта, накопленного обществом. Следствием процесса социализации является не только усвоение индивидом ценностей, регулирующих принципов и норм человеческого общежития, а прежде всего усвоения духовности, культуре своего народа, его национального духа, образа жизни, социальных ролей. В ходе десоциализацию происходит процесс усвоения некоторых новых субкультурных ценностей, норм, ролей, навыков вместо прежних, характерных для определенных политических, культурных, религиозных, социальных групп и институтов, недостаточно усвоенных, устаревших или модифицированных или отвергнутых личностью. В условиях тоталитарной группы, где личность десоциализуеться, ее система ценностей, морали разрушается и формируется новая личность, податливая на воздействия, контроль со стороны группы. В десоциализованои личности искажается аксионормативна система, в частности регулирующие факторы (социальные установки, мировоззренческие ценностные ориентации) и детерминирующая факторы (унаследованные и приобретенные потребности) с помощью социально-психологических механизмов социального наследования, внушения, идентификации себя с группой, прививаются псевдопотребы.
Другое на сайте:
Категория развития
Почти все исследователи сходятся на том, что развитие можно определить как изменение во времени. Понятие развития по Ю.Н. Карандышеву сводится к совокупности нескольких вариантов:
1. Развитие как рост. Под ростом понимается процесс колич ...
Высокий уровень развития логического мышления
Повышенный интерес к дивергентным задачам.
Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач, имеющих не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают з ...
Психологическая защита личности в стрессовых
ситуациях
Во второй половине ХХ столетия возникло научное направление, исследующее механизмы «совладания» личности с травмирующими ситуациями, в русле которого в настоящее время выполнено большое количество эмпирических и теоретических исследований ...