Cоциально-психологические механизмы влияния
Появление тоталитарных групп в посткоммунистических странах совпала с периодом демократизации светской и религиозной жизни, религиозного возрождения. Она стала своеобразной формой диссидентства, протеста против коммунистической идеологии, а впоследствии, как и на Западе, - альтернативой традиционным религиям и общественно-политическим движениям и объединениям. Появлению этих групп способствовало также падение престижа и значимости так называемой институциональной церкви, традиционных верований, духовный вакуум, образовавшийся в связи с крахом марксистско-коммунистической идеологии и сознания.
Нынешнее тяготение к образованию замкнутых социальных групп имеет свои особенности. Оно приобретает массовый характер, рекрутуючы в свои ряды все больше молодежи, а не пожилых и среднего возраста, и становится для нее очередным "модным" направлением. На этом фоне несколько потускнели такие молодежные течения, как "рокеры", "панки", "металлисты" и т.д. Этому способствует ряд кардинальных изменений в обществе. Потеря социальных ориентиров, социальной опоры, привычных гарантий и обеспеченного хотя бы по минимуму существование вызывает у людей растерянность. Новая система ценностей, идеалов, норм формируется вне аксиологических контекста общечеловеческих ценностей, национально-этнических, религиозных традиций. В таких условиях социально-психологический фактор приобретает все большую иррациональности, а мировоззренчески-идеологический вакуум легко заполняется альтернативными, эклектичными мифологемами, символами, которые воспринимаются некритически, на веру, особенно когда они в сознании молодого человека доносятся привлекательно, с применением влияния не только на сознание , но и подсознание.
В деятельности тоталитарных групп острейшими есть несколько аспектов:
а) практически-правовой, связанный с возможностью их легального существования на законных основаниях, согласно действующему законодательству (решением Европейского парламента в феврале 1996 года по сект в Европе деятельность таких групп признана социально опасной.
б) группы при бесконтрольного существования со стороны общества произвели отработанную стратегию и тактику мировоззренческой и психологической обработки личности, методика введения ее в стойку психологическую зависимость от группы;
в) разорвать связь члена группы после устойчивой зависимости от групповых процессов довольно трудно.
Отметим, что деструктивность группе предоставляет не ее программа, учения, верования, доктрина (они зачастую являются социально приемлемыми, что и позволяет тоталитарным группам официально регистрироваться и действовать в социально-правовом пространстве, а то, что она делает с личностью, как влияет на нее, на какие поступки, линию поведения побуждает, какой образ жизни навязывает. Деятельность тоталитарных групп стала возможной и благодаря несовершенству законодательной базы в этом вопросе, мировоззренческой и психологической неграмотности населения, несостоятельности людей противостоять методикам преобразования психики и контроля за деятельностью личности, неумению предвидеть негативные влияния.
Тоталитарные группы имеют сугубо прикладную направленность (они являются не формой поиска Абсолюта, Бога, философской идеи, а своеобразной формой решения собственных проблем личности нетрадиционным способом. Они привлекают к себе тем, что обещают, а нередко определенной степени дают людям и ключ к собственному мироощущению, личностных переживаний, захватывают своих сторонников идеей бесконечного самопознания, познания загадок психики как определенной самостоятельной ценности, нравственного самосовершенствования. Они пытаются приблизиться к человеку, его чувственности, внутренних состояний, поисков индивидуального отношения к окружающему миру. Следует заметить, что идеи всестороннего раскрытия способностей, задатков и самопознания ничего плохого в себе не несут. Наоборот, они помогают человеку ответить на ряд жизненно важных вопросов: "Кто я такая? Что я могу? Умею? На что я могу надеяться? "Но тоталитарная группа, помогая человеку искать ответы на эти и другие вопросы, рассматривает личность как существо асоциальное, не совмещенную с другими социальными связями. Самопознание нередко понимается как полное освобождение от социальных контактов, как отшельничество духа.
Другое на сайте:
Аутогенная тренировка в
спортивной практике
Особенно широкое использование регуляции функционального состояния организма с помощью аутогенной тренировки нашла в спорте. Аутогенная тренировка в настоящее время активно используется в психофизиологической подготовке легкоатлетов, борц ...
Особенность адаптации одаренных детей
Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за нескольки ...
Исследования А.И. Савенкова: «Альтернативные формы
организацииучебной деятельности как фактор развития детской одаренности»
Концепция одаренности — теоретическая, фундаментальная проблема, без ее разработки бессмысленны поиски решений прикладных, практических задач. Она является основанием, на котором строится не только здание диагностики, прогнозирования разв ...