История отечественной социальной психологии
В.М.Бехтерев рассматривал вопрос о методах этой новой отрасли науки. В его работах содержится описание большого эмпирического материала, полученного при применении объективного наблюдения, анкет, опросов. Уникальным является включение эксперимента в социально-психологические методы. Эксперимент, поставленный Бехтеревым вместе с М.В.Ланге, показал, социально-психологические явления – общение, совместная деятельность – влияют на формирование процессов восприятия, представлений, памяти. Этой работой положено начало экспериментальной социальной психологии в России. Эти исследования послужили истоком особого направления в отечественной психологии – изучения роли общения в формировании психических процессов[1].
· Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.)
После Октябрьской революции 1917 года, особенно после завершения гражданской войны, в восстановительный период, в стране резко возрос интерес к социальной психологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд неотложных практических задач были причинами развертывания социально-психологических исследований. Характерной особенностью этого периода был поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии; 2)путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологичеких явлений.
Содержанием поиска своего пути было создание направления марксистской психологии. Наблюдались две тенденции: 1)критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, воспринявшим ряд их основных идей; 2)тенденция соединения марксизма с рядом течений зарубежной психологии. Эта “объединительная” тенденция шла как со стороны естественнонаучно-ориентированных ученых, так и ученых- обществоведов, философов, правоведов.
Построение марксистской социальной психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской философии. Особое место в период 20-30-х годов заняли труды Н.И.Бухарина и Г.В. Плеханова. Работы Плеханова, опубликованные до революции, вошли в арсенал психологической науки. Эти произведения были востребованы социальными психологами, использовались ими для марксистского понимания социально-психологических явлений.
Освоение марксизма в 20-30-х годах осуществлялось совместно в социальной и общей психологии. Представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение социальной и индивидуальной психологии, соотношение социальной психологии и социологии, природа коллектива как основного объекта социальной психологии.
При рассмотрении вопроса о соотношении социальной психологии и индивидуальной психологии существовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с общей быть не должно. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология. Преобладающими становились взгляды, что между социальной и индивидуальной психологией должно существовать равноправное взаимодействие.
Вопрос о взаимоотношении социальной и индивидуальной психологии трансформировался в вопрос о соотношении экспериментальной и социальной психологии. Особое место в дискуссиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал Г.И.Челпанов. Он утверждал необходимость самостоятельного существования социальной психологии наряду с индивидуальной психологией, экспериментальной. Социальная психология изучает общественно детерминированные психические явления. Она тесно связана с идеологией. Её связь с марксизмом органична. Чтобы эта связь была продуктивной,
Г.И. Челпанов считал необходимым иначе осмыслить научное содержание самого марксизма. Позитивное отношение к включению социальной психологии в систему, реформированную в новых идеологических условиях, проявлялось и в том, что он предлагал включить организацию исследований по социальной психологии в план научно-исследовательской деятельности и впервые поставил вопрос об организации Института социальной психологии.
Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов. Высказывались три точки зрения. С позиции первой коллектив является механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Представители второй утверждали, что поведение индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими позициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения.
Другое на сайте:
Основные научные течения в российской психологии конца XIX
- начала ХХ века
Выделившаяся в самостоятельную науку в конце XIX - начале XX вв. российская психология включала ряд мощных течений, характеризующих различные взгляды на понимание сущности психики и методов ее исследования: идеалистическое (описательное), ...
Возникновение тестирования
Между теоретическими положениями, развиваемыми в рамках общей психологии, и основами психодиагностики прослеживается тесная внутренняя взаимосвязь. Представления о закономерностях развития и функционирования психики являются отправным пун ...
Стыд
Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике [9]. ...