Заключение
Мы преследовали цель показать богатство историко-психологического наследия и его приемлемость в современной психологической практике.
Основная цель диагностики личности школьника состоит в изучении тенденций в изменяющемся поведении, т. е. в определении социальной направленности учащихся и применении такой системы коррекционно-предупредительных мер, которая обеспечивала бы эффективность воспитательных воздействий и мобилизовала, и концентрировала усилия педагога при выборе арсенала педагогических средств, форм и методов.
Диагностика, в основе которой лежат стили семейного воспитания и социально-психологические типы личности, позволяет учителю проникнуть вовнутрь изучаемого объекта и на основе полученных знаний об учащемся построить коррекционную работу с ним. Учитель, знакомый с коррекционно-диагностической работой, диалектически подходит к оценке изучаемых им учащихся, выбирает логически обоснованные способы коррекции своего отношения к учащемуся.
Нам удалось разработать авторский вариант диагностики, который коренным образом отличается от ранее предлагаемых в научной литературе. Она основывается на изучении причинно-следственных связей между стилем семейного воспитания и появлением определенного социально-психологического типа личности. Другие методики, изучающие характер и его типы, в основном констатируют факт обнаруженных ими характерологических особенностей личности без анализа причин, способствующих их образованию.
Одной из сложных проблем данного исследования были выбор и обоснование качественных критериев распознания особенностей социально-психологического типа личности, которое получило описательный вариант поведения учащихся в виде характерологического свойства личности в первой главе.
Поступки учащихся могут лишь отражать различные стороны личности, могут быть связаны со множеством условий, в которых проявляются самые различные нравственные качества, учесть которые практически невозможно. Выбор пути, по которому шли многие исследователи, в основном был основан на классификации поступков учащихся, что позволяло выделить наиболее представительные признаки, указывающие на характер нравственного развития личности, что ложилось в основу их диагностических показателей. В данном исследовании мы пошли по противоположному пути, выделяя сразу интегральные показатели личности, которые были описаны в виде характерологических свойств. Это позволило создать социально-психологический портрет ученика. Такой подход дает возможность по описанию характерологических свойств личности судить о предполагаемых и ожидаемых поступках и действиях школьника. Таким образом, данная педагогическая диагностика обеспечивала учителя информацией прогностического характера, что позволяло заранее предупреждать возможные изменения поведения в каждом конкретном случае, несмотря на меняющиеся обстоятельства и условия.
Кроме того, мы использовали результаты предыдущих исследований, учитывая разнообразие подходов к решению проблемы диагностических признаков распознания особенностей социально-психологического типа личности. Широкое применение в последние годы получило изучение социальных отношений личности [30, 80]. Используя в диагностике систему отношений, которые имеют особую значимость в предварительном распознании изменений в поведении, мы установили тесную их взаимосвязь с проявляемыми личностью характерологическими свойствами. Поэтому диагностируемые особенности личности в наиболее значимых отношениях (к деятельности, духовным, моральным ценностям общества), изменения межличностных отношений (в семье, коллективе, сфере свободного общения) и отношения к самому себе являются результатом определенным образом сформированных у школьников характерологических свойств личности.
Обоснование теоретических основ диагностики, изучающей изменения в поведении учащихся, позволило разработать специфический способ диагностического мышления. Он основан на шести элементах алгоритмических операций в постановке диагноза.
Важное место в работе занимает знание психогенных факторов, определяющих изменения в поведении в результате определенного стиля семейного воспитания.
Дальнейшая работа над теоретическими основами диагностики требует наиболее серьезного поиска в области совершенствования системы индивидуального прогнозирования поведения, планирования коррекционно-профилактических мероприятий, направленных на усиление положительных тенденций в нравственном воспитании школьника.
Другое на сайте:
Формирование характера
Как отмечают многие авторы, характер является прижизненным образованием. То есть, он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.
Формирование характ ...
Виды памяти и их особенности
В зависимости от способа хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная(иконическая) память
представляет собой непосредственное отражение образа информации, восприн ...
Понятие застенчивости
Как отмечает Ф. Зимбардо, застенчивость - понятие расплывчатое: чем больше мы в него вглядываемся, тем больше видов застенчивости обнаруживаем. Он отмечает, что первое письменное употребление данного слова отмечено в написанном около 1000 ...