Диагностика личности школьника в отечественной истории педагогического образования
В работах В. Н. Мясищева проводится разграничение детей, подлежащих воспитанию, перевоспитанию и лечению. Он указал на то, что необходимо отличать «чистых» психоневротиков от социально запущенных детей с «трудным характером». Хотя между этими группами детей имеется тесная связь, при которой психофизические нарушения сказываются на особенностях характера ребенка, все же эти группы нельзя отождествлять. Чем бы ни было обусловлено отклонение, оно всегда должно быть связано с серьезным педагогическим воздействием на ребенка. Он пишет: «Сущность лечения невроза — это перевоспитание или воспитание, которое, дезорганизованную, отклоняющуюся от нормы личность с внешними или внутренними конфликтами, с паразитированными установками, нужно включить в бодрый, деятельный, спаянный, организованный детский коллектив» [78. С. 18].
В работах Л. С. Выготского мы находим новую концепцию личности, основанную на материалистическом понимании закономерностей ее развития, с помощью которых можно отличить личность нормального ребенка от асоциального. У Л. С. Выготского таким принципом является системный подход, предусматривающий «вскрытие внутренней логики драмы детского развития, динамические сцепления между его отдельными актами и перипетиями, изучение которых составляет основную задачу методики исследования» [27. С. 78].
Таким образом, начало четвертого этапа изучения личности явилось концом кризиса, порожденного в 20—30-х гг. педологией в изучении личности школьника. Поэтому четвертый этап начинается с интенсивной разработки философских концепций личности [3, 23, 38, 41, 53] и исследования принципов и методов психолого-педагогического изучения учащихся [7, 12, 19, 25, 37, 41, 53].
Философские теории о личности подвели к следующим основополагающим для других наук выводам:
• процесс формирования личности зависит от многообразия факторов, определяющих ее развитие, что создает трудности на путях изучения структуры личности;
• чтобы не потеряться в изучении бесконечного многообразия личностных качеств и их сочетания, необходимо и целесообразно изучать эти качества, выделяя наиболее существенные характеристики, т. е. выявлять типичные стороны, определяющие социальный тип.
Под типом принято понимать обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей. Социальный тип личности — это такая общность людей, в которой каждый индивид мотивирует свое отношение к общественно полезной деятельности.
Без изучения типических свойств личности нет науки о личности, т. к. ориентировка только на индивидуальные особенности отдает процесс исследования личности стихии, воле случая, субъективизму.
Современный философский подход к изучению личности требует учета не только социальных условий жизни ребенка, характера воздействия на него внешней среды и активности личности, но и выделения наиболее типических социальных черт, проявляющихся в его направленности. Без этого было бы бессмысленно заниматься воспитанием личности.
Важно понимать, что если тип темперамента образуется в результате особенностей деятельности нервной системы, то педагогический тип личности возникает в результате особенностей реагирования вышеотмеченных типов темперамента на педагогическое воздействие. Социальный тип складывается из комбинации тех или иных личностных свойств.
Таким образом, различные условия порождают целую систему типов сознания и поведения, а, следовательно, и типов личности.
Результаты исследований, проведенных психологами, способствовали изучению основных механизмов формирования личности. Среди них можно выделить следующие положения:
• изучение личности должно всегда осуществляться в процессе деятельности, т. к. только деятельность позволяет правильно оценить мотивационную сторону поведения, определить социальную ценность личности, ее пригодность «к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности»;
Другое на сайте:
Систематическая интроспекция
То, что получило название систематической интроспекции, развивалось в Вюрцбурге в 1901 — 1905 гг. под руководством Кюльпе. Кюльпе, испытавший, подобно Титченеру, влияние позитивизма Маха, переехал из Лейпцига в Вюрцбург с убеждением, что ...
Методы исследования умственного развития младших школьников
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, ре ...
Основные подходы к изучению проблемы саморегуляции
Понятие «саморегуляция» получило особое развитие в рамках дифференциальной психофизиологии.
Дифференциальную психофизиологию интересуют, прежде всего, формально-динамические особенности поведения человека, в том числе интеллектуальные. О ...