Мануальная асимметрия и специализация полушарий мозга
Асимметрия периферической нервной системы во многом определяет полушарную специализацию по речи, эмоциям, моторным реакциям. Например, большая вербализация левого полушария согласуется с более весомым участием парасимпатической нервной системы в регуляции его функций: речь осуществляется на выдохе, запускаемом парасимпатическим воздействием. В свою очередь, роль правого полушария в фонации взаимосвязана с симпатическими влияниями на увеличение метаболизма, энергетического обмена, тонуса дыхательных мышц и голосовых связок, а также с отрицательными эмоциями; поскольку последние отражают увеличение свободной энергии и активацию «энергоемких» процессов в организме с параллельным ростом энтропии, то очевидно, что проявление межполушарной асимметрии мозга в речевой деятельности, счете, регуляции энергетического и эмоционального гомеостаза могут быть взаимообусловлены.
Существуют работы, в которых демонстрируются худшие данные в обучении для леворуких по сравнению с праворукими. Показано, что хуже всего обучение протекает у лиц с признаками левшества всех сенсорных и моторных функций, леворукие хуже осваивают английский язык в качестве второго иностранного. Люди с правым профилем функциональной сенсомоторной асимметрии имеют более высокие характеристики интеллектуальной деятельности.
Есть исследователи, которые утверждают, что низкой подвижностью нервных процессов характеризуются парциальный и амбидекстральный типы профилей, высокой подвижностью – правый. Лица с ведущими левым ухом и рукой обладают лучшей слуховой памятью, зрительная память эффективнее у тех, кто имеет одностороннее доминирование. Праворукие лучше сохраняют в памяти образ ритма, который сформировался во время работы левого голеностопного сустава. По скорости реагирования правой и левой рукой на зрительный стимул, предъявляемый в различных участках поля зрения, наименее быстрыми являются чистые левши (правая рука, зрение, слух), наиболее быстрыми – амбидекстры с левосторонними признаками.
У исследуемых с правосторонним доминированием руки и левыми ведущими глазом и ухом обнаружены высокие значения скорости и результативности переключения внимания и помехоустойчивости, работоспособности и интеллекта.
Могут существовать разные стратегии обучения, связанные с особенностями внимания (в силу различной морфологии мозолистого тела) у людей с неодинаковыми латеральными признаками. Например, среди детей со всеми признаками левшества много кинестетиков (у которых ведущий канал восприятия информации – кинестетический). Это означает, что запоминание слов на слух будет вызывать у них трудности, тогда как информация другого рода будет анализироваться ими более эффективно, чем другими группами испытуемых.
Проводилась оценка трех теоретических моделей взаимодействия полушарий в процессах памяти: аддитивности (сложение работ двух полушарий), независимой деятельности двух полушарий и работы по правилу максимума (в этом случае ресурсы вносятся в основном тем полушарием, которое специализировано на этом задании). Результаты, полученные на мальчиках, более соответствуют правилу максимума. Следовательно, по крайней мере, на мужчинах, выраженная асимметрия (вне зависимости от знака) должна создавать преимущество в процессе обучения, а не препятствовать ему.
По мнению нейрохирурга Джозефа Богена, современное школьное обучение требует участия только левого полушария при получении новых знаний, что крайне ухудшает этот процесс, перегружая одну половину мозга и вызывая «голод» другой его половины.
Другое на сайте:
Основные подходы к изучению проблемы саморегуляции
Понятие «саморегуляция» получило особое развитие в рамках дифференциальной психофизиологии.
Дифференциальную психофизиологию интересуют, прежде всего, формально-динамические особенности поведения человека, в том числе интеллектуальные. О ...
Связь психологии с философией
Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об от ...
Роль потребностей в формировании направленности деятельности учащихся
Важное значение при обучении детей младшего школьного возраста имеют потребности, как важный элемент для формирования направленности в деятельности учащихся.
У младшего школьника имеется целый ряд потребностей, которые были характерны и ...