Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников
Индивидуальная картина мозговой организации и психической деятельности cскладывается в течение длительного процесса онтогенеза. В результате взаимодействия природных предпосылок и культурно-исторического опыта, которые усваивает ребенок, формируются функциональные системы по обеспечению высших психических функций.
Межполушарная организация психических процессов – это важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.
Функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других – правое полушарие.
Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту. Процесс латерализации функций головного мозга в онтогенезе происходит не линейно, с чередующимся доминированием правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной специализации. Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может меняться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе.
Степень выраженности асимметрии, усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенетического развития. Задержка латерализации функций нарушает когнитивное и эмоциональное развитие ребенка и создает предпосылки к возникновению трудностей в школьном обучении.
- Психофизиология функциональной асимметрии полушарий мозга
- Функциональная асимметрия и межполушарное взаимодействие
- Мануальная асимметрия и специализация полушарий мозга
- Онтогененез функциональной асимметрии мозга
- Межполушарная асимметрия и эмоционально-личностная сфера
- Межполушарная асимметрия и память
- Заключение
Другое на сайте:
Источники психического развития
В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития – биологизаторское и социологизаторское:
1. Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции счита ...
Характеристика мышления как психологического процесса
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими сво ...
О методологии
О.Конт в середине 19 в., предложил концепцию развития человеческого знания. Рассматривал три последовательно сменяющие друг друга формы знания: 1) Религиозное – основано оно на традиции и индивидуальной вере; 2) Философское – основано на ...
