Об аддиктивном поведении
Работоголик оказывает влияние на других членов семьи, не получающих от него эмоциональной поддержки. Члены семьи либо видят в нем пример, либо не принимают и идут по пути более деструктивных аддикций. Дети работоголиков часто злоупотребляют ПАВ.
V. Интернет-зависимости
Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Через Интернет делаются покупки, происходит общение, берется информация о всех аспектах жизни, реализуются сексуальные и игровые пристрастия и многое другое. Как справедливо замечают израильские психологи Y. Amichai-Hamburger и E. Ben-Artzi (2003), “кажется, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы Интернет”.
В связи с возрастающей компьютеризацией и “интернетизацией” российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет, за рубежом возникшая еще в конце 1980-х. Речь идет о так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет поведенческая зависимость, избыточное/патологическое применение интернета). Для обозначения новых форм нехимических (поведенческих) аддикций, связанных с высокими технологиями, М. Гриффитс (Griffiths, 1995) предложил термин «технологические зависимости», которые разделил на пассивные (например, зависимость от телевизора) и активные (интернет-игры).
Первыми с интернет-зависимостью столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети он-лайн. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. В 1994 году К. Янг (Young, 2000) разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник. В результате были получены почти 500 заполненных анкет, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами.
М. Орзак (Orzack, 1998) выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:
1. Психологические симптомы:
× Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
× Невозможность остановиться.
× Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.
× Пренебрежение семьей и друзьями.
× Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.
× Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности.
× Проблемы с работой или учебой.
2. Физические симптомы:
× Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).
× Сухость в глазах.
× Головные боли по типу мигрени.
× Боли в спине.
× Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.
× Пренебрежение личной гигиеной.
× Расстройства сна, изменение режима сна.
Согласно исследованиям К. Янг (Young, 1998), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
ü Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту.
ü Предвкушение следующего сеанса он-лайн.
ü Увеличение времени, проводимого он-лайн.
ü Увеличение количества денег, расходуемых на интернет.
Признаками наступившей интернет-аддикции согласно К. Янг (2000) являются следующие критериии:
ü всепоглощенность Интернетом;
ü потребность проводить в сети все больше и больше времени;
ü повторные попытки уменьшить использование Интернета;
ü при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;
Другое на сайте:
Методы исследования воображения и творческих
способностей
Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание.
С.Ю. Лазарева рекомендует педагогическую оценку результатов творчес ...
Эмоционально–волевая сфера личности
Квалификация эмоций
заключается в том, что это субъективные переживания человека. Они влияют как положительно, так и отрицательно на деятельность, при этом учитывается не модальность, а их сила.
Характеристика эмоций.
В психологии под ...
Лонгитюдное исследование профессиональной идентичности молодых специалистов
Основная составляющая успешной профессионализации личности является формирование профессиональной идентичности на этапе обучения в вузе. Сформированная профессиональная идентичность позволяет личности быть более адаптивным в процессе проф ...