Об аддиктивном поведении
2. Трудноконтролируемое внутреннее побуждение к деятельности (тяга). Означает, что попытки человека как-то контролировать своё желание делать что-либо (играть в азартные игры, проводить время в Интернете, менять сексуальных партнёров и т. д.) являются безуспешными. Очень часто человек начинает обманывать сам себя. Мысли о том, что деятельность является вредоносной, вытесняются, не допускаются до сознания, поскольку являются психотравмирующими (вытеснение реальности). Зачастую это подкрепляется рационализацией, то есть человек пытается объяснить своё поведение с помощью квазилогических объяснений: «Я же никому не приношу вреда», «Так делают многие», «А почему я должен себе отказывать в удовольствии?», «А жить-то как?».
3. Заранее прогнозируемый негативный эффект. Как бы то ни было, человек чаще всего понимает, что деятельность эта является вредоносной. Хотя в некоторых случаях вытеснение реальности бывает настолько мощным, что человек просто не думает о негативных последствиях или забывает о них. Психика такого человека, защищая себя от переживаний, позволяет человеку губить себя в целом. Но в любом случае, об этом не могут не думать окружающие, поскольку аддикт постоянно своим поведением создаёт конфликтные ситуации (в семье, на работе, с окружающими). Для окружающих очевидно и то, к чему всё это может привести, и то, что зачастую именно так и происходит. А так же то, что любое действие должно быть к месту и ко времени, и то, что без некоторых действий вообще можно обойтись, поскольку риск попросту необоснован.
4. Изменение настроения («модификация настроения»). Человек, погружаясь в аддиктивную деятельность, испытывает удовольствие, эмоциональная реакция – положительная (от эйфорических состояний до снятия напряжения). В любом случае, человек находится в трансоподобном, изменённом состоянии сознания. Как говорят некоторые аддикты, например, с зависимостью от азартных игр или от Интернета: «Становишься как зомби». Наблюдается нарушение восприятия времени, изменяется мотивация (не результат, а сам процесс доставляет удовольствие). В сознании аддиктов могут мелькать конструктивные возражения, но они тут же отметаются их иррациональным мышлением. Аддиктивное поведение становится подкреплением положительной эмоциональной реакции.
5. Снижение барьера самокритичности. По сути, человек себя прощает, или даже оправдывает. Он готов придумать тысячи объяснений своему поведению, в первую очередь – для себя.
6. Рост толерантности. Человек всё больше и больше уделяет сил и времени аддиктивной деятельности (квартира уже превратилась в склад ненужного хлама, но человек тащит в неё всё больше и больше; раньше человек проводил за компьютером вечер, играя в компьютерные игры, теперь он играет до утра; раньше проигрывал на игровых автоматах зарплату, теперь готов проиграть кредит, взятый в банке). Одновременно с усилением деятельности автоматически происходит рост негативных последствий.
7. Абстиненция (синдром отнятия). Не только прекращение деятельности, но даже мысли о том, что её нужно прекратить, приводят к подавленному настроению, дискомфорту. Человеку без аддиктивной деятельности плохо: заядлый курильщик, оказавшись без сигарет, думает лишь о затяжке дымом. Так же и поведенческий аддикт думает лишь о том, как осуществить своё аддиктивное желание. Именно в такой момент проявляется его сверх-воля. Он готов пойти на многое для удовлетворения своего жгучего желания. В некоторых случаях наступает своеобразное «похмельное раскаяние»: так же как алкоголик в состоянии похмелья, аддикт раскаивается и даёт обещание, в первую очередь самому себе, больше никогда этого не делать (не играть, не влюбляться, не переедать). И так же как винящий себя алкоголик, обещает себе: «больше ни капли», но всё равно идёт в сторону магазина, так и поведенческий аддикт вновь возвращается к своей деятельности, обещая себе: «Ну, в последний раз».
Другое на сайте:
Основные психические процессы
Психические процессы
– динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нуж ...
Основные теории темперамента
Советский психофизиолог В.М. Русалов [33], опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четы ...
Взаимосвязь форм мышления ребёнка
Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно-действенное — возн ...