Приемы преодоления сценического волнения учеников
Исходя из перечисленных методов и приемов преодоления сценического волнения, следует привести примеры преодоления сценического волнения класса эстрадного вокала ДМШ г. Белореченска.
Эстрадное отделение в ДМШ г. Белореченска открыто в 2004 году. Основателем открытия данного отделения была Васильева Ольга Борисовна. Работу на эстрадном отделении осуществляют три педагога-вокалиста: И.Ю. Клям (с 2005 г.), А.Г. Сухомлинова (с 2006 г.), В.А. Кошубаева (с 2007 г.). В ода стала работать Клям И.Ю. (высшее). Опыт работы этих педагогов позволил выявить наиболее часто встречающиеся проблемы сценического волнения учеников и рассмотреть приемы и формы его преодоления.
Рассмотрим методы преодоления сценического волнения на примерах работы с некоторыми учащимися эстрадного класса ДМШ г. Белореченска.
Дегтярева Катя, 3 класс (5 лет обучения), 12 лет. Тип темперамента – меланхолик. Девочка легко ранимая, склонная к постоянному переживанию различных событий, она мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания Катя не может сдерживать усилием воли, она отличается повышенной впечатлительностью, легко эмоционально ранима. Эти черты эмоциональной слабости сильно мешают как в работе на уроке, так и в исполнении произведений на сцене.
В первый год обучения Катя долго привыкала к педагогам, к специфике занятий и публичным выступлениям. Девочка эмоционально зажатая, медленно адаптировалась к непривычным условиям работы. Катя стеснялась петь даже на уроке, но старательно выполняла все, что ей задавалось в силу своих способностей. Способ преодоления сценического волнения - индивидуализация поиска репертуара, вплоть до создания самим педагогом произведений. Но трудно было понять, нравится ли ей данное произведение вследствие низкого уровня общительности. У Кати есть дефект речи («р»), что является основанием для заниженной самооценки.
Второй год обучения. Способом раскрепощения служат движения во время исполнения песен. Подбираются подвижные произведения, ремиксовые обработки песен. Кате с большим трудом удавалось раскрепощено и весело исполнять песни. Работа осуществлялась в три этапа. Вначале – повторение движений за учителем и вместе с ним. На втором этапе самостоятельное выполнение движений – без педагога. Третий этап –выполнение движений самостоятельно в присутствии посторонних людей. Однако на сцене во время исполнения сценических движений у Кати чувствовалась эмоциональная зажатость, на лице что было очень заметно со стороны. Но она двигалась! И это было большое продвижение в ее эмоциональном раскрепощении.
Концертные выступления в ансамбле явились фактором повышения общительности, формирования навыков работы в коллективе. На основе этого мы делаем вывод о прямой зависимости между формами работы, количеством выступлений и уровнем психологической уверенности.
Технический прием – взаимосвязь диапазона и сценического волнения. Педагог письменные транспонировал музыкальные произведения, чтобы Катя уверенней чувствовала себя во время исполнения песни в удобном ей регистре.
Третий год обучения. Способом преодоления сценического волнения служит разнохарактерный репертуар. Так например, в этом учебном году Катя разучивала и исполняла песню «Гололед» А. Зацепина. Это разножанровая песня, требующая эмоциональной раскрепощенности, зажигательных движений под музыку припева в стиле шейк, глубокого осознания песни и различной манеры исполнения). Надо сказать, что Катюша с трудом, но справилась с поставленной задачей. Она научилась проявлять и показывать свои чувства, эмоции, что было видно во время сценического выступления. Катя тщательно проработала с педагогом все детали исполнения, даже одежду и декорации к песне. Она смогла сосредоточится на исполняемом произведении и не показала слушателям своего внутреннего волнения.
Еще одним способом преодоления эстрадного волнения служила добросовестная «сделанность» произведения. Катя очень серьезно отнеслась к разучиванию данной песни.
Следующим способом раскрепощения служила психологическая подготовка – освобождение от страха наказания и опасения заслужить критическую оценку. Степень эмоциональной открытости постепенно повышается благодаря исполнению в спектакле «Посвящение в юные музыканты» двух очень разнохарактерных ролей. Катя с успехом показывает как тонкую натуру придворной дамы, так и разбойника. Конечно не хватает ей творческой смелости, но с ее упорством, желанием, она не сразу, однако достигнет и эту задачу. В первом полугодии третьего года заметен большой рост ее раскрепощения на сцене, и из легко ранимой, эмоционально зажатой ученицы, Катя становится одной из самых ярких исполнителей эстрадного вокала класса Сухомлиновой А.Г. на сцене.
Другое на сайте:
Основные теории темперамента
Советский психофизиолог В.М. Русалов [33], опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четы ...
Предикаты
Мы используем слова, чтобы описать наши мысли, таким
образом, наш выбор слов будет показывать, какую
репрезентативную систему мы используем.
Можно найти предпочитаемую систему автора любой книги, обратив внимание на тот язык, которым о ...
Динамика организма
Гольдштейн постулирует наличие постоянного запаса энергии, который имеет тенденцию к равномерному распределению в организме. Эта постоянная, равномерно распределяемая энергия представляет "среднее" состояние напряжения в организ ...