Педагогика: предмет, объект, задачи, функции, методы педагогики
Задача педагогической науки – разработать теоретические, методологические основы, инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновение исследовательской и практической деятельности.
В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов.К ним относятся : педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод комплексных оценок), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей и др.
Педагогическое наблюдение
– этот метод применяется в процессе практически любого педагогического исследования, что вполне естественно. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.
Исследовательская беседа-
с помощью этого метода ученый выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся
. При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. Так, изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся и их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедший год обучения.
Педагогический эксперимент .
Сущность эксперимента как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений, или гипотез. Когда гипотеза находит своё подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.
Особое место в методике педагогических исследований занимает естественный эксперимент , создателем которого является известный русский психолог А.Ф. Лазурский (1874-1917). Суть его состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создавать педагогические ситуации таким образом , чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том , что эмпирически , т.е. опытным путём, учителя нередко подходят к важным методическим позитивным результатам, которые зачастую не были известны в педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа , то они так и останутся достоянием одиночек.
Другое на сайте:
Суть эксперимента
Экспериментальная работа по изучению механизмов образования условных рефлексов проводилась в лаборатории И.П. Павлова в Колтушах, вблизи Санкт-Петербурга. Для того чтобы избавиться от влияния многочисленных случайных раздражителей, мешающ ...
Мышление. Основные фазы мыслительного процесса, мыслительные операции.
Свойства мышления
Интеллект
– способность к мышлению.
Мышление
– это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта (содержания о ...
Понятие самооценки личности
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и лично ...
