Психика, поведение и деятельность
Важнейшая функция психики – регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли отечественные психологи: А.Н.Леонтьев. Л.С. Выготский. Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.
Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются её объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А.Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения были труд и язык.
Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т.е. его промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью, и человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом, т.е. смысл действия. Смысл, по определению А.Н. Леонтьева, есть отражение отношения цели действия к мотиву.
Деятельность –
это активное взаимодействие человека со средой , в котором достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Под поведением в психологии принято понимать внешнее проявление психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести : 1) отдельные движения и жесты (поклон, кивок) 2) внешнее проявление физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, (поза, мимика, взгляды.) 3) действия, которые имеют определённый смысл. 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Главной характеристикой деятельности является её предметность.
Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз когда осуществляется предметная деятельность.
Другая характеристика деятельности – её социальная, общественно- историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности, и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделённой между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации,
в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки, и т.д.)
Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы. Знаки, символы ( интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует её ход.
Деятельность – не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим её мотивом. Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.
Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. её результатом является набор преобразований как во внешнем мире , так и самом человеке, его знаниях, мотивах , способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяют разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.д.).
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень- уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий – уровень операций, и наконец, самый низкий- уровень психофизиологических функций.
Действие –основная единица анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на достижение цели.
Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие – это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность. Стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.
Другое на сайте:
Психологическая модель феномена фиксированности на своем дефекте
Психологическая модель возникновения и развития феномена фиксированности у заикающихся (как вторичного явления) на своих речевых запинках (как первичного явления) в сложном и едином взаимодействии всех основных психических процессов просм ...
Факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков.
Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (кроме неконтролируемых действий, совершаемых невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господств ...
Исследования А.И. Савенкова: «Альтернативные формы
организацииучебной деятельности как фактор развития детской одаренности»
Концепция одаренности — теоретическая, фундаментальная проблема, без ее разработки бессмысленны поиски решений прикладных, практических задач. Она является основанием, на котором строится не только здание диагностики, прогнозирования разв ...