Место мотивации в структуре индивидуальности
Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам. Определений интереса множество, но для всех них непременными являются два обстоятельства: наличие в них потребности и положительное переживание этой потребности. При этом имеется узкое и широкое понимание интереса. При узком подходе интерес связывается только с познавательной потребностью, и авторы в связи с этим признают только познавательные интересы. При широком подходе интересы связываются и с другими потребностями. Но при таком подходе интерес как особое психологическое явление теряет свою специфику, поэтому особо следует подчеркнуть, что интересы связаны только с положительно переживаемыми потребностями.
К мотивационным образованиям относя и направленность личности. Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С.Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.
Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких - либо мотивационных образований. Эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и в конечном итоге, определяет человека в социальном плане. (В.С. Мерлин)
Выявлено, что между мотивацией и свойствами личности есть связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Мотивационные свойства личности влияют не только на процесс принятия решения, т.е. мотивацию, обуславливая ее индивидуальные особенности, но и на сам процесс поведения. Так, доминирование у человека потребности в аффилиации тесно связано со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих. Вследствие этого он проявляет большую активность в общении с окружающими.
Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность удовлетворения своей потребности, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, или когда они воспринимаются как таковые.
В психологических работах часто можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». в отличие от направленности личности, которая связана с доминирующими потребностями и интересами, под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований. С точки зрения развитости, ее характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Кроме того, мотивационную сферу как подструктуру личности составляют не столько актуальные потребности и актуальные мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования (направленность, интересы, желания).
Гибкость мотивационной сферы характеризуются разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. То есть фактически речь идет о замещении одной цели другой.
Иерархизированность мотивационной сферы- это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, установки, в соответствии с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие- подчиненное; одни используются чаще, другие- реже.
Известно, что у разных субъектов потребности выражены по- разному. Для биологических потребностей значимыми оказываются типы телосложения, темперамента, которые в конечном итоге связаны с интенсивностью обменных процессов в организме. В исследованиях Н.П. Фетискина (1979) и Е.А. Сидорова (1983) выявлена связь потребности в двигательной активности с психологическими особенностями нервной системы: у лиц с сильной нервной системой потребность в двигательной активности больше, чем у лиц со слабой нервной системой. [13, с. 44-45]
Другое на сайте:
Функциональная асимметрия и межполушарное взаимодействие
Теория межполушарного взаимодействия — система нейропсихологических взглядов о закономерностях, механизмах, способах, этапах и формах протекания и отреагирования многогранных эндо- и экзогенных энергоинформационных коммуникаций человека. ...
Понятия как проявление содержания позиции в возрастной психологии
Проявление содержания позиции требует средств для ее удержания, такими средствами в научном обиходе становятся понятия.
Интересно, то, что в возрастной психологии наиболее отчетливо проявляется различие в позициях авторов как различие в ...
Понятие нормы и отклонения поведения от нормы
Для психологии понятия «норма» и «отклонение от нормы» - очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, от ...