Развитие психологии в XVIII веке
XVIII век вошел в историю России как время крупнейших преобразований в науке вообще, и в психологических знаний в частности.
Особое место в развитии научной психологической мысли в России принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). Это одна из наиболее ярких фигур данного периода, его творчество составило целую эпоху в развитии отечественной культуры и науки: формулировка всеобщего закона сохранения вещества и движения, разработка базовых принципов атомно-молекулярной теории в физике и химии, создание основ русской грамматики и множество других научных идей и научных концепций. Именно Ломоносов выступил инициатором и вдохновителем создания Московского университета, первым начал читать публичные лекции по естествознанию на русском языке, формируя тем самым новое поколение русских ученых.
Конечно, в России существовала и до Ломоносова философская мысль, развивавшаяся в психологическом направлении, однако именно с Ломоносовым особенно тесно связаны оригинальные пути становления русской психологической мысли. Его психологические воззрения - не только побочный результат энциклопедизма, они являются необходимой составной частью его естественно-научного и философского наследия. Они развиваются в связи с научными исследованиями природы, русского языка и др. Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира (при этом, считая одинаково объективно существующими как первичные, так и вторичные качества) на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения («Слово о происхождении света», 1757). В своих работах по риторике и по физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей. Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744). Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль ума), психологии речи [12. С.3].
В его трудах последовательно проводятся идеи о том, что психические явления выступают отражением внешнего мира, что психика зависит от деятельности органического субстрата, мозга; им разработаны основы личностного подхода при организации обучения, который предполагает учет индивидуально-психологических характеристик обучающего в процессе обучения и воспитания. Значителен вклад внес в обоснование и доказательство важной роли речи и речевого общения в процессе формирования личности.
В целом психологические воззрения Ломоносова, несомненно, являются не только передовыми в системе взглядов отечественных мыслителей, но и по многим вопросам в мировой психологической мысли.
Наиболее глубоко развивал идеи Ломоносова Александр Николаевич Радищев (1749-1802). На всех этапах своего творчества он неизменно обращался к психологическим вопросам [5. С.71].
По единодушному мнению всех исследователей психологического наследия его труды являются своеобразной вершиной развития русской психологической мысли XVIII века. Его взгляды имели революционно-демократическую, материалистическую и в то же время ярко выраженную гуманистическую направленность и были сформированы на основе изучения теорий Гоббса, Декарта, Спинозы, Локка и французских материалистов.
Радищев дает такое материалистическое определение бытия: «Бытие вещей независимо от силы познания и существует по себе» . Материальный мир вечен, развивается согласно закону сохранения материи и энергии: « .никакая сила в природе не может пропасть и исчезнуть» . Соответственно, и в понимании психики он исходил из принципов материалистического монизма. Психические явления представляют, по его мнению, «свойства вещества чувствующего и мыслящего», совершаются в пространственных структурах, поскольку мозг имеет протяженность. Тем самым он опровергал противопоставление психического физическому [5. С.74].
Интересные психологические идеи содержит и его творчество. Являясь проводником революционно-демократических идей, в работе «Житие Федора Ушакова» он рассматривает процесс формирования и развития личностных особенностей человека, в наиболее известном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» дает великолепные, точные и глубокие наблюдения над психологическими особенностями русского народа как этноса. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев убедительно обосновывает идею смертности души и отрицает ее существование как самостоятельной и независимой от тела субстанции.
Другое на сайте:
История становления понятия «эмпатия»
Понятие эмпатия получило распространение в психологической литературе в начале 50-х годов XX в. Ранее, ученые использовали слово «симпатия», они употребляли его в широком смысле – как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие.
Пон ...
Эффективность плацебо
Термин "плацебо" происходит от латинского слова placeo - нравиться. Таблетки-"пустышки", обманка-плацебо может быть чем угодно - не обязательно пилюлей. Внушить больному хорошее настроение можно самыми разными немедика ...
Освоение деятельности
Основные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки. Поэтому освоению деятельности в целом зависит от процесса формирования умений, навыков, привычек.
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно ко ...