Сущность познавательных процессов и функции
Все познавательные процессы условно можно разделить на:
- ощущение
- восприятие
- мышление
- внимание
- память
- воображение
- речь
Ощущение. Ощущение - отражение (самое простое) свой ств пр едметов при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Наше поведение и работоспособность во многом зависит от слуховых (акустических) и зрительных (визуальных) ощущений. Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и носят рефлекторный характер.
В отличие от ощущений, наиболее простых взаимоотношений человека с вешнем миром, в психике человека происходит и более сложный процесс - восприятие, которое формируется благодаря взаимодействию нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц. Тесно связано с мышлением. Если у человека развито восприятие, то у него развита наблюдательность и память. Восприятие - это активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем больше он увидит в предмете или другом человеке - партнере по общению. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию, передают ежесекундно ее огромный поток. Это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Если бы человек лишился органов чувств, он не смог бы общаться, избегать опасности.
Память. Емкость человеческой памяти несравнимо больше емкости памяти даже самого впечатляющего из созданных компьютеров. Как процесс, память выполняет три функции:
запоминание (ввод информации) сохранение (удержание информации) припоминание (восприятие информации).
У разных людей каждая из трех функций развита неодинаково.
Причиной запоминания и припоминания является закон приучения нервной системы. Существует несколько оснований для классификации видов памяти.
1. По преобладающему анализатору.
2. По времени.
Память бывает визуальной (зрительной). Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. То, что человек может зрительно себе представить, он обычно легче запоминает. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть" отсутствующую в реальности картину или предмет. Зрительная память чрезвычайно важна для людей всех профессий.
Акустическая (слуховая) память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых, музыкальных). Особенно необходима людям, изучающим иностранные языки.
Двигательная память - запоминание и сохранение разнообразных движений, а при необходимости их точное воспроизведение. Благодаря двигательной памяти у человека формируются и закрепляются привычки.
Эмоциональная память - это память на бывшие когда-то переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Эмоции являются важной причиной забывания, особенно чувство тревоги, беспокойства, отрицательно влияющее на эффективность слушания и восприятие.
Внимание. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Бывает внутренним и внешним. Внутреннее направлено на собственные мысли и чувства. Внешнее - атрибут культурного человека, умение быть внимательным к другим людям в обстановке общения - очень ценное свойство человека.
Необходимо уметь переключать внимание, вести себя гибко. Внимание нужно уметь тренировать, так как невнимательный человек лишен контроля за внешними обстоятельствами. Основные характеристики внимания - концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем. Концентрация - сосредоточенность. Устойчивость - длительное привлечение внимания к одному предмету или объекту. Распределение - способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность делать сразу несколько дел.
Согласно преданию, Ю. Цезарь мог одновременно делать семь дел, не связанных между собой. Подобной способностью обладали Петр I и Наполеон. Видимо, субъективное ощущение одновременности обязано быстрому последовательному переключению (с одного вида на другой).
Человеческий мозг - сложная организованная система. Внимание является показателем ее активности. Если оно падает - значит что-то разладилось в этой системе и поэтому необходимо соблюдать правила умственной гигиены.
Другое на сайте:
Темперамент и его место в структуре индивидуальности
В структуре индивидуальности темперамент относится к уровню личностных подструктур.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет назад. Он был вызван ...
Обзор проблемы в историческом аспекте
Похоже, что первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные "ассамб ...
Изучение эмпатии в социальной психологии
В социальной психологии эмпатия исследуется как свойство личности, облегчающей ее взаимодействие с другими людьми, это понятие раскрывается как способ принятия человеком определенной роли.
С помощью понятия «эмпатия» мы можем изучать вза ...