Влияние психологической совместимости на межличностные отношения курсантов
Исследование данного феномена имеет важное практическое значение и позволяет подойти к решению проблемы оптимизации межличностных отношений, где особый интерес представляет изучение влияния индивидуально-психологических особенностей личности на ее совместимость с другими членами коллектива.
Большинство психологов понимают под психологической совместимостью способность членов группы к взаимному принятию, бесконфликтному общению, согласованию своих действий, оптимизации взаимоотношений в различных областях и видах совместной деятельности.
А.Л. Свенцицкий определяет совместимость как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Она обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств.
С.Ю. Головин раскрывает понятие совместимости через понятие групповой и межличностной совместимости.
Групповая совместимость – социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях совместной деятельности.
Под межличностной совместимостью он понимает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и др. значимых для межличностного взаимодействия индивидуально – психологических характеристик.
Психологическая совместимость остается одним из перспективных направлений в изучении межличностных отношений.
Межличностные отношения – более или менее устойчивые отношения между людьми, основанные на личном знании друг друга, взаимных аттитюдах и социальных эмоциях (межличностной аттракции, симпатии или антипатии, ревности, зависти и т.п.), совместных формах деятельности.
На совместимость в межличностных отношениях влияют темпераментальные и типологические особенности членов учебной группы.
Диагностика свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента изучалась по методике В.М. Русалова ОСТ (Опросник структуры темперамента).
Исследование преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке, базировалось на методике диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Проделанный корреляционный анализ выявил положительную корреляцию между следующими шкалами у курсантов психологов: эгоистический – авторитарный (0.50 при p<0.05); агрессивный – авторитарный (0.64); агрессивный – эгоистический (0.69); подозрительный агрессивный (0.73); альтруистический – дружелюбный (0.53); социальный темп – темп (0.52). Согласно полученным данным, авторитетный тип отношений с окружающими, влияет на агрессивность, эгоистичность и подозрительность членов группы к другим людям. Потребность в освоении предметного мира связана с легкостью у курсантов переключаться с одного предмета на другой. Быстрота осуществления моторно–двигательных актов при выполнении предметной деятельности влияет на характеристики речедвигательных актов в процессе общения.
У курсантов юристов более выражена зависимость по показателям пластичность - энергичность (0.56 при p<0.05); темп – пластичность (0.54); социальный темп – темп (0.53) зависимый – подчиняемый (0.68); дружелюбный – зависимый (0.58); альтруистический – дружелюбный (0.56) а также темп – социальная энергичность (0.59), то есть проявляется зависимость уровня потребностей в социальных контактах и стремления к лидерству от быстроты моторно–двигательных актов при выполнении предметной деятельности (у курсантов психологов данная зависимость не проявляется).
В целях выявления типологических особенностей личности была использована методика К. Юнга (Психологическая типология личности).
Корреляционный анализ показал, что такой тип личности, как интроверсия, связан со следующими шкалами: интроверсия – пластичность (0.63 при p<0.05); интроверсия – социальная пластичность (0.48); интроверсия – темп (0.81) у курсантов психологов и интроверсия – социальная пластичность (0.69); интроверсия – эмоциональность (0.56) у курсантов юристов. То есть, интроверсия влияет на легкость переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ и быстроту моторно–двигательных актов при выполнении предметной деятельности, а у курсантов юристов выявлено влияние типа личности и на эмоциональность, оценивающую чувствительность к неудачам в работе.
Другое на сайте:
Состояние психологической науки начала XIX века
Уходящий XVIII век зародил в умах ученых скептицизм относительно возможности чисто рационалистического объяснения физического мира. И, как справедливо отмечается исследователями, первая половина XIX века ознаменовалась рядом таких научных ...
Что такое характер
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере. В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, ж ...
Коррекция взаимоотношений родителей с детьми тревожного социально-психологического
типа
1. Отношение родителей к деятельности ребенка:
а) урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых;
б) целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт). ...