Динамика психических состояний курсантов
Важным направлением психологического сопровождения образовательного процесса в ВУЗах пограничного профиля, является воздействие на социально–психологические явления в среде курсантов. Приоритетным направлением здесь является оптимизация внутригрупповых межличностных отношений и комплектование групп с учетом психологической совместимости обучаемых. Термин «психологическая совместимость» широко используется в научных источниках и повседневной жизнедеятельности людей. В современной психологии все более актуальным становится изучение психологической совместимости как социально–психологического феномена, связанного с оптимальностью межличностного взаимодействия, удовлетворенностью внутригрупповым общением, эффективностью совместной деятельности.
Результаты теоретического анализа существующих подходов исследования динамики психических состояний позволили объединить их в два направления: 1) психические состояния как относительно устойчивые явления психики (статический подход) (Прохоров А.О., Маклаков А.Г.); 2) психические состояния как временная характеристика психики человека (динамический подход) (Куликов Л.В., Еникеев М.И., Барабанщиков А.В., Левитов Н.Д., Марищук В.Л.).
В русле динамического подхода динамику психических состояний курсантов представляется возможным рассматривать в совокупности проявлений как доминирующих, так и актуальных психических состояний. Однако с точки зрения реальной педагогической практики и возможностей современного арсенала методических средств психологии актуальные психические состояния в большей степени поддаются диагностике и оптимизации. Поэтому в рамках данной работы представляется целесообразным сделать основной акцент на изучении динамики актуальных психических состояний курсантов образовательного учреждения пограничного профиля.
В исследовании принимали участие 150 курсантов мужского пола в возрасте от 17 до 22 лет, 50 преподавателей мужского и женского пола от 22 до 45 лет, состоящих на военной службе и проходящих службу по гражданскому контракту.
Исследование проходило с февраля по декабрь 2009 года в 2 этапа. На первом этапе с помощью анкеты, разработанной автором, была получена общая информация о типичных психических состояниях курсантов и их динамике. В качестве респондентов на данном этапе выступали преподаватели и курсанты с 1 по 5 курс. На втором этапе для оценки динамики психических состояний курсантов в течение семестра применялась методика «Дифференцированная самооценка функционального состояния» В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошникова, В.Б. Шарай. Кроме того, на этапе исследования применялись методы включенного скрытого наблюдения, беседы, анализ результатов деятельности.
Результаты исследования показывают, что у курсантов на всех пяти курсах преобладают положительные психические состояния, но их доля в общем спектре психических состояний значительно варьируется от курсу к курсу. Так, для первого курса наиболее типичны положительные психические состояния интеллектуальной и волевой группы: интерес, решительность, готовность, подъем. При наименьшем количестве отрицательных психических состояний деятельностной и интеллектуальной группы: неудовлетворенность, напряжение. Напротив, психическое состояние курсантов 4 курса по сравнению с другими курсами обучения характеризуется максимальным количеством отрицательных психических состояний: безразличие, скука, недовольство, монотония.
Сравнение показателей психических состояний позволяет говорить о тенденции снижения к «выпускному» курсу числа позитивных психических состояний (интерес, подъем, готовность, сосредоточенность) и соответственно к увеличению числа негативных (скука, безразличие, агрессия, недовольство) с незначительным понижением на 5 курсе.
В ходе исследования установлено, что доминирование определенных психических состояний курсантов (в частности негативных) меняется не только от курса к курсу, но и в течение года, недели, учебного дня и даже в рамках одного учебного занятия.
Так, наибольшее количество негативных психических состояний наблюдается у курсантов в начале учебных периодов (учебного года, учебной недели, учебного дня, учебного занятия). Особенно эта тенденция характерна для недельного и суточного цикла, то есть всплеск негативных психических состояний приходиться на начало учебной недели и утро.
Согласно полученным данным, количество негативных и позитивных психических состояний курсантов в начале и конце года примерно одинаково. Вместе с тем, при более детальной градации семестра тремя срезами (№=150 курсантов (по 30 человек с каждого курса обучения) с периодом ретестирования: 1- август-сентябрь, 2- октябрь-ноябрь, 3- декабрь-январь выявлены более существенные изменения в графике проявлений психических состояний курсантов. Так, зафиксирован выраженный рост показателей по факторам «Настроение» (от 4,2 до 5,8 баллов), «Самочувствие» (от 5 до 5,5 баллов), что предположительно может быть обусловлено ожиданием приближающегося отпуска и окончания обучения в первом семестре, а также повышение по фактору «Активность» (от 4,1 до 4,9 баллов), что предположительно может быть обусловлено повышенной интеллектуальной работой при сдаче сессии. Кроме того, правомерно говорить о действии на курсанта эффекта конечного порыва.
В ходе исследования выявлена зависимость динамики психических состояний курсантов от временных периодов обучения. Установлено, что количество негативных психических состояний возрастает в начале учебных периодов, причем особенно значительное их доминирование отмечается в начале учебной недели и утром.
Сравнение показателей психических состояний позволяет говорить о тенденции снижения к «выпускному» курсу числа позитивных психических состояний (интерес, подъем, готовность, сосредоточенность) и соответственно к увеличению числа негативных (скука, безразличие, агрессия, недовольство) с незначительным понижением на 5 курсе. Выяснилось, что показатели активности и настроения курсантов повышаются от начала к концу семестра.
- Влияние психологической совместимости на межличностные отношения курсантов
- Лонгитюдное исследование профессиональной идентичности молодых специалистов
- Заключение
Другое на сайте:
Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в семье
Воспитание - многоаспектный процесс совершенствования личности; результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами и потребностями самой личности. Значительную ...
Взаимосвязь познавательной потребности с возрастом
Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Психолог Л.И. Божович, обобщая большее количество эмпирических данных, пришла к выводу, что уже на третьей – пятой неделе жизни у ребенка ...
Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления детей младшего школьного возраста
Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте.
Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэ ...