Эмоциональный интеллект: модель и проблемы диагностики
Д. Гоулмен выделяет в ЭИ два измерения – «Я–Другие», «Опознание–Регуляция», сочетание которых дает четыре сферы ЭИ: 1) самосознание «Я–Опознание» (эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе); 2) самоконтроль «Я–Регуляция» (обуздание эмоций, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм); 3) социальная чуткость «Другие–Опознание» (сопереживание, деловая осведомленность, предупредительность); 4) управление отношениями «Другие–Регуляция» (воодушевление, влияние, помощь в самосовершенствовании, содействие изменениям, урегулирование конфликтов, укрепление личных взаимоотношений, командная работа и сотрудничество).
Р. Бар-Он рассматривает пять подтипов ЭИ:
1) внутриличностный интеллект (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация и независимость);
2) межличностный интеллект (эмпатия, межличностные отношения, социальная ответственность);
3) адаптация (разрешение проблем, оценка реальности, гибкость);
4) управление стрессом (устойчивость к стрессу, контроль побуждений);
5) общее настроение (счастье, оптимизм).
Если сравнить содержание моделей Бар-Она и Гоулмена, мы увидим, что внутриличностный интеллект по Бар-Ону совпадает с самосознанием по Гоулмену, такие подтипы ЭИ как адаптивность, управление стрессом, общее настроение по Бар-Ону входят в состав самоконтроля по Гоулмену, а межличностный интеллект по Бар-Ону соответствует социальной чуткости и управлению отношениями по Гоулмену. Смешанные модели ЭИ сталкиваются с рядом трудностей. Применение опросников на ЭИ основано на ошибочном предположении, что люди способны давать точный самоотчет о своих способностях. С другой стороны, многочисленные данные показывают, что опросники на ЭИ практически не коррелируют с баллами интеллектуальных тестов. Это позволяет поставить вопрос о том, измеряют ли они нечто, имеющее отношение к интеллекту. Вместе с тем опросники на ЭИ на высоком уровне коррелируют с личностными чертами. Это объясняется тем, что в эти опросники включены конструкты, которые измеряются уже существующими личностными методиками. Следовательно, опросники на ЭИ измеряют некоторую комбинацию личностных черт, и здесь видится единственный выход – отказ от смешанных моделей ЭИ и от опросников на ЭИ. Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо предлагают модель способностей, которая включает в себя четыре ветви: 1) идентификация эмоций (способность точно выражать и распознавать эмоции); 2) эмоциональное содействие мышлению (способность вызывать эмоции, которые помогают решению проблем); 3) понимание эмоций (способность понимать сложные эмоции и переходы эмоции от одной стадии к другой, способность узнавать причины эмоций); 4) управление эмоциями (способность сохранять или изменять свое эмоциональное состояние и эмоции другого человека). Если проанализировать содержание каждой из ветвей модели, станет очевидно, что способность вызывать эмоции для усиления мышления – это один из вариантов управления эмоциями, переход эмоции от одной стадии к другой также зависят от умения управлять эмоциями, а сложные эмоции представляют собой чувства в терминологии отечественной психологии. Данную модель можно усовершенствовать следующим образом:
1) распознавание эмоций;
2) понимание причин эмоций;
3) управление эмоциями.
Управление включает в себя вызов и сохранение эмоции, а также перевод одного эмоционального состояния в другое, что требуется при налаживании межличностных отношений и в сфере убеждения. Основная проблема тестов на ЭИ связана с определением метода подсчета баллов или, другими словами, какой вариант ответа считать правильным и на каком основании. Первый способ подсчета основан на консенсусе выборки: каждому ответу приписывается балл, соответствующий доле испытуемых, выбравших этот ответ. Такой способ подсчета может просто выражать представления или даже предрассудки относительно эмоций. Второй способ обращается к экспертным оценкам, и балл приписывается по доле экспертов, которые отметили данный ответ. В этом случае не совсем понятно, по какому критерию отбирать экспертов. На мой взгляд, проблема заключается не в способе подсчета баллов, а в заданиях, которые предлагаются в тесте на ЭИ. Например, для диагностики способности идентифицировать эмоции испытуемым предлагаются пейзажи и абстрактные фигуры, для диагностики содействия мышлению просят сравнить эмоции с другими сенсорными стимулами и т.д. Подобные задания носят проективный характер и не могут иметь правильных ответов априори. Усовершенствование теста на ЭИ видится в следующих направлениях. Во-первых, при диагностике распознавания эмоций должен быть определен круг эмоций, которые человек должен уметь идентифицировать. Межкультурные эксперименты показывают семь универсальных эмоциональных проявлений на лице человека – это гнев, страх, печаль, радость, удивление, отвращение, презрение. Данные эмоции были положены в основу методики для диагностики распознавания эмоций по лицевой экспрессии П. Экмана. Во-вторых, при диагностике понимания причин акцент должен делаться не на событие, которое вызвало эмоциональную реакцию, а на то, как это событие было оценено и какой мотив лежит в основе поведения человека. И, в-третьих, при диагностике управления эмоциями должны предлагаться сценарии, в которых бы испытуемому давалось задание вызвать, сохранить, перевести из одного состояния в другое определенный круг эмоций.
Другое на сайте:
Феномен конфликта
Слово «конфликт» пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, поскольку они не нуждаются в переводе: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском язы ...
Женственность в психологическом аспекте
Универсальных гендерных ролей для мужчины и женщины не существует. Маргарет Мид на основании своих наблюдений, проведенных в экспедициях, утверждала, что, несмотря на то, что каждая культура в какой-то степени институировала роли женщины ...
Техника убеждения
Что же делать, если возникает реальная необходимость доказать свою точку зрения руководителю? Как не испортить при этом отношения с ним?
Выступая против мнения руководителя, важно знать:
1 когда нужно, а когда не нужно отстаивать свою т ...