Социальные установки (аттитюды). Функции, компоненты и влияние на поведение
Аттитюд (социальная установка) состояние мысленной и нервной готовности, возникающее на основе опыта и оказывающее направляющее и стимулирующее влияние на реакцию индивида по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми он связан. Аттитюд явл. оценочным представлением об объектах, людях, идеях, событиях
Аттитюд к любому объекту, явлению, идеи или человеку рассматривается как устойчивое направленность когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов. Аффективный(оценочный)
компонент аттитюда состоит из всех эмоций человека по отношению к объекту, особенно позитивных или негативных оценок. Поведенческий
компонент состоит из готовности человека реагировать или действовать определенным образом по отношению к объекту аттитюда. Когнитивный компонент
состоит из фактов, знаний, убеждений относительно данного объекта. Функции аттитюда:
1)Инструментальная (приспособление) функция помогает быть принятыми другими людьми. 2)
Знания (чувство понимания), помогает осмыслить мир и дает чувство понимания того, что мы делаем. аттитюд – это схема, которая помогает избежать чувства неопределенности и направляет поведение и интерпретацию событий. 3) Функция Эго-защиты (защита целостности Я). аттитюд защищает от неприятной информации о себе и мире. 4)
Экономии (минимизация затрат на психическую активность) 5)Выражение ценностей (организация поведения в соответствии с ценностными ориентациями лисности) Структура:
1. Знание 2. Чувства 3. Действие Функции аттитюда:
1) еогнитивная сложность, т.е. по отношению к объекту аттитюда есть много мыслей, мнений. 2)оценочная простота.
Суггестия, или внушение, - это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Предполагается, что процесс этот зависит от степени ослабления сознательного контроля, осуществляемого по отношению к воспринимаемой информации. Воздействие содержания, воспринятого на основе внушения, отличается навязчивостью: оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, став совокупностью "внушенных установок". Внушение возможно в форме гетеросуггестии (то есть внушения "со стороны") и аутосуггестии (самовнушения). Обьектом могут быть и большие группы людей - массовое внушение. Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффект особенно силен тогда, когда внушаемое в общем соответствует потребностям и интересам.
Среди ситуативных факторов внушаемости:
- некоторые психические состояния (например, внушаемость возрастает в условиях покоя, релаксации или, наоборот, сильного эмоционального возбуждения, при стрессе, утомлениях, заболеваниях); - низкий уровень осведомленности, компетентности; - высокая степень значимости; - неопределенность; - дефицит времени.
Другое на сайте:
Проблемы возрастной психологии
В возрастной психологии проблемами можно считать несколько вопросов, постоянно присутствующих в деятельности ученого, исследующего закономерности развития психической реальности. Будем считать проблемой вопрос, на который нет однозначного ...
Особенности положения мужчины
Мало кто говорит о том, что бывшие мужья зачастую оказываются в еще более сложном положении, чем бывшие жены. Ведь если женщину, ушедшую от мужа, принято в какой-то мере жалеть и поддерживать, то разведенный мужчина такое сочувствие получ ...
Понятие самооценки в
отечественной и зарубежной психологии
Проблема самооценки является важной в современной психологии и достаточно разработанной в большей мере в социальной психологии и психологии личности. СИ. Ожегов определяет понятие самооценки, как оценка самого себя, своих достоинств и нед ...