Внимание, виды и свойства
Внимание
– осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека.
Внимание, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других феноменов и не имеет своего отдельного специфического продукта, является психическим инструментом активности субъекта.
Внимание рассматривается как побочный продукт или характеристика других процессов. Например, в рамках гештальтпсихологии считалось, что все феномены внимания можно объяснить организацией внешних стимулов.
Вниманием можно управлять, используя внешние или внутренние инструменты, это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания, которые приводят к изменению поведения.
Критерии внимания:
1. Внешние реакции– моторные, поздно-тонические, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции.
2. Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности.
Он связан с организацией деятельности и контролем за ее выполнением.
3. Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности.
В данном случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного).
4. Избирательность(селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов.
5. Ясность и отчетливостьсодержаний сознания, находящихся в поле внимания.
Степень внимания
– это характеристика его интенсивности.
Объем внимания
определяют как число простых впечатлений или стимулов, осознаваемых ясно и отчетливо. Степень и объем внимания связаны обратной зависимостью: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени внимания, и наоборот.
Изменения общей направленности и объема внимания называют отвлечениями, или сдвигами внимания.
Виды внимания
Существует несколько разных классификаций видов внимания. По У. Джемсу, внимание может быть:
1. сенсорным
, т.е. непосредственным (если объект вызывает интерес сам по себе), или производным (опосредствованным, если объект вызывает интерес лишь по ассоциации)
2. непроизвольным
(пассивным, рефлекторным, не сопровождающимся чувством усилия)
3. произвольным
(активным, сопровождающимся чувством усилия).
В рамках произвольного внимания можно выделить:
- волевое
(возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания)
- выжидательное
(связано с сознательным ожиданием появления того или иного объекта)
- спонтанное
(является трансформированным волевым вниманием и возникает в том случае, когда объект, оказавшийся в поле внимания благодаря усилию, остается там благодаря вызываемому им интересу)
Внутри этих видов внимания выделяют различные подвиды:
1. вынужденное (Вынужденным называется внимание, которым очень трудно управлять, его привлекают громкие звуки, яркий свет, едкие запахи)
2. невольное (Невольным называется внимание к объектам, которые связаны с удовлетворением основных потребностей, например голод или жажда, но эти объекты привлекают внимание только при определенных обстоятельствах)
Другое на сайте:
Понятие позиции
Известно, что формирующий эксперимент возникает при следующей схеме организации научного исследования:
а) констатирующий эксперимент - получение системы фактов;
б) формирующий эксперимент - организованное контролируемое воздействие на с ...
Проблема детских страхов и их возрастная динамика
Возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес), опасается постор ...
Стили семейного воспитания детей в историческом контексте
В каждую историческую эпоху господствовали свои системы воспитания, которые были нацелены на формирование определенного типа личности.
Так, в первобытном обществе воспитание шло через систему инициации, которая позволяла воспитать непобе ...