Концепция психологической защиты личности
Во-вторых, при блокаде целенаправленной деятельности, когда возникает непреодолимое препятствие на пути достижения осознанной цели, и эта недостижимость выступает как угроза значимости личностного смысла. В-третьих, при отрицательном воздействии на Я-концепцию личности (например, при резком снижении самооценки), несущем угроза смыслам, связанным с самоотношением к себе. В обоих случаях возникает состояние фрустрации.
Основная цель психологической защиты – избавление личности от состояния тревоги или фрустрации, которая возникает по вышеназванным причинам.
Возникновение психологической защиты и её связь с личностным смыслом в процессе деятельности человека можно объяснить на основе разработанном А.Г.Асмоловым представлении об иерархии уровней проявления психологической установки как механизма стабилизации деятельности. Эта концепция основана на теории деятельности А.Н.Леонтьева и теории установки Д.Н.Узнадзе [13, с. 97].
Теория деятельности А.Н.Леонтьева рассматривает психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов. В контексте теории деятельности разработаны представления о структуре деятельности (состоящей из деятельности, действий, операций и психофизиологических функциональных систем), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности.
Теория установки основывается на представлении Д.Н.Узнадзе об установке как целостной модификации субъекта, его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребности, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека.
Концепция А.Г.Асмолова об иерархической уровневой природе установки механизма стабилизации деятельности говорит о том, что содержание, функции и феноменологические проявления установок зависят от того, на каком уровне деятельности они функционируют. В соответствии с основными структурными единицами деятельности, выделяются уровни смысловых, целевых и операциональных установок, а также уровней психофизиологических механизмов - реализаторов установки.
В процессе деятельности, согласно А.Г.Асмолову, личностный смысл выражается в форме смысловой установки как готовности к определенным образом направленной деятельности и стабилизирующей процесс деятельности в целом, её действий и операций.
Смысловая установка определяет содержание установок на нижележащих уровнях, основная функция смысловой установки проявляется, прежде всего, в выборе тех или иных целей, соответствующих мотиву деятельности, процесс целесобразования приводит к возникновению целевой установки [6, с. 73].
Из концепции А.Г.Асмолова нам представляется возможным сделать следующие выводы. Изменение условий требует замены операциональной установки. Разрешение противоречий может произойти за счёт нахождения новых средств и способов деятельности, при невозможности постановки новой цели нет реализации смысловой установки и деятельность на некоторое время приостанавливается. Если есть возможность отказа от нерезультативной деятельности путём снижения значимости личностного смысла до минимума и актуализация нового личностного смысла, то мотив продолжает работать и потребность может быть удовлетворена. Если же нет возможности отказа от актуализированного личностного смысла и нет возможности осуществления деятельности, то возникает явление, которое описывалось нами ранее как противоречие между личностным смыслом и вновь возникшим значением, приводящее к психической травме.
Другое на сайте:
Связь застенчивости и общения
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины Х ...
Основные методы диагностики мотивации и краткая характеристика наиболее
часто применяемых методик
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще ...
Онтогененез функциональной асимметрии мозга
Показано, что ребенок предпочитает в утробе матери поворачиваться вправо, сосет палец ведущей руки, чаще прикасается к ней щекой, а сразу после рождения рефлекторная деятельность (рефлекс хождения, поза фехтовальщика и др.) асимметрична и ...