Концепция психологической защиты личности
Мелани Кляйн в 1919г. на заседании Будапештского психологического общества показала, что вытеснение как защитный механизм снижает качество исследовательской деятельности ребёнка [21, с. 81].
Отечественные исследователи отмечают, что психологическая защита есть система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Наиболее известные определения психологической защиты отечественными "классиками" (философами, психологами, психотерапевтами, психиатрами). Психологическая защита - это:
· частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни (В.М.Банщиков, 1974);
· механизм компенсации психической недостаточности (В.М.Воловик, В.Д.Вид, 1975);
· психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф.Бассин, В.Е.Рожнов, 1975);
· динамика системы установок личности в случае конфликта установок (Ф.В.Бассин, 1976);
· способы переработки информации в мозге, блокирующие угрожающую информацию (И.В. Тонконогий, 1978);
· пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации (Р.А. Зачепицкий, 1980);
· механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (В.А.Ташлыков, 1984);
· механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С.Ротенберг, 1984);
· способы репрезентации искаженного смысла (В.Н.Цапкин, 1985).
В этих определениях психологическая защита является частью каких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др. Причем специфика этой части идет не по объекту, а через задание целей и функции защиты, т.е. извне. Психологическая защита, фактически, не выделялась в самостоятельный процесс и механизм.
В широком смысле термин "психологическая защита" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт.
Психологические защитные механизмы принято рассматривать как компенсаторно-приспособительные способы регуляции в общей структуре психической адаптации, связанные с индивидно-личностными свойствами субъекта адаптации и характером адаптогенных факторов.
Действие защитных механизмов, обобщенно, выражается в бессознательном преобразовании субъективно значимой информации в целях снижения нервно-психического напряжения, поддержания интрапсихической устойчивости и согласованности личности, предотвращения дезорганизации психической деятельности.
Формирование системных качеств психологической защиты происходит в общем контексте формирования регуляторно-приспособительных свойств психики и функциональных систем, обеспечивающих возможность развития личности и сохранение ее психологического здоровья, в контексте хода психического созревания и развития личности.
На сегодняшний день исследования неосознаваемых адаптивных психических процессов в отечественной науке представлены возрастно-психологическим, структурно-функциональным, клинико-психологическим, психодинамическим и другими подходами.
Концепция психологической защиты была впервые сформулирована в психоанализе и позже активно развивалась в различных направлениях глубинной психологии [7, с. 53].
В дальнейшем понятие психологической защиты и защитных механизмов стало общепсихологическим и стало изучаться в самых разных направлениях психологии.
Понятие «психологическая защита» требует определение того, что (какое психическое явление), от чего и каким образом защищается. Объектом защиты, на наш взгляд, является психическое образование, занимающее центральное место на пересечении биологических, психологических и социальных составляющих личности и определяемое как «личностный смысл» [28, с. 131].
Личностный смысл - согласно определению А.Н.Леонтьева - индивидуализированное отражение действительности через отношение личности к тем объектам, ради которых развёртывается её деятельность, осознаваемые как значения «для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире. Личностный смысл образуется мотивами, побуждающими к деятельности; от личностного смысла зависят смысловые установки, которые определяют и регулируют отношения, деятельность и деяния личности. С учетом того, что система отношений является психологическим ядром личности (по В.Н.Мясищеву), это означает, согласно А.Н.Леонтьеву, что личностные смыслы, наряду с мотивами (и их иерархиями), представляют собой центральное психологическое образование личности.
Другое на сайте:
Теоретико-методологические подходы к изучению малых
групп
До 1930-х годов в социальной психологии группы практически не изучались, поскольку традиционно объектом изучения выступал индивид и его социальное поведение. Психологи в основном уделяли внимание личностному восприятию, индивидуальным уст ...
Факторная теория Кеттелла
В лице Раймонда Кеттелла мы находим исследователя, чей глубокий интерес к количественным методам не сузил спектра его интересов к психологическим данным и проблемам. Факторный анализ для него был средством, которое он использовал, чтобы р ...
Факторы, определяющие состояние СПК
Важнейшей проблемой в изучении социально - психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личн ...