Изучение эмпатии в детской психологии
Аронфрид и Паскаль предполагают, что для усвоения альтруистического поведения необходимо зрительное восприятие и осознание последствий своих поступком, эмоций, которые они повлекут.
А психологии личности исследуются взаимосвязь личностных характеристик индивидов и степень выраженности у них эмпатии.
Коттрел и Даймонд в своей совместной работе сопоставляли уровень эмпатии, полученный в результате исследования испытуемых, с фактами их биографии. Выяснилось, что люди, у которых уровень эмпатийности достаточно высокий, обладают такими качествами, как: оптимизм, эмоциональность, пластичность, заинтересованность в других. Лица, обладающие низким уровнем эмпатии интровертны, ригидны, сдержаны, эгоцентричны, она не нуждаются в эмоциональной привязанности к другим людям.
Бронфенбреннер исследовал сензитивных людей и описал их как восприимчивых, отзывчивых, неуверенных в себе, такие люди боятся обидеть других, не способны к лидерству, зато внимательны и могут верно сулить о людях.
По данным Сальзера и Бергласа, чем выше развита эмпатийность у людей, тем они более будут снисходительным. Такие субъекты, например, в меньшей степени склонны предписывать вину людям, требовать жестких наказаний за проступки.
В некоторых работах по психологии личности так же, как и в детской психологии, исследуется проблема взаимосвязи эмпатии и мотива альтруистического поведения. Либхарт предположил, что стремление помочь другому человеку напрямую связано с желанием избавиться от дискомфорта, которое испытывает субъект в момент переживания. Поэтому, чем ближе нам человек, тем легче будет оказывать ему помощь. Также было обнаружено, что более развитой эмпатией и желанием помогать другим обладают женщины. Мы можем найти многочисленные примеры из жизни, которые не опровергают, а наоборот, лишь подтверждают это положение.
Т. И. Пашукова выдвинула гипотезу о том, что «в возникновении эмпатического отклика задействованы не только эмоциональные, но и познавательные процессы и воображение». [11, 90] Руководствуясь этим положением, исследователи пытались установить взаимосвязь между свойствами интеллектуальных процессов и эмпатией.
«Для установления связи эмпатийности с некоторыми свойства мышления применялась известная методика Ланчинзов. Выяснилось, регидно ли мышление испытуемых, а также чувствительность их к установке и степень ее фиксированности» [11, 90].
Объектом исследования стали три группы студентов третьего курса факультета английского языка педагогического института (32 человека). Исследователи руководствовались такими рассуждениями: для изучения иностранного языка требуется хорошо развитая ассоциативная память и установка на запоминание. Как и оказалось в ходе исследования: у многих студентов была обнаружена ригидность мышления и чувствительность к установке. Это свидетельствовало о некоторой связи эмпатии и свойств их мышления.
Другое на сайте:
Лечение и реабилитация людей с игровой зависимостью
от азартных игр другой игровой деятельностью
К существенным элементам любой игры относятся: правила, случай и выбор. В разных играх удельный вес этих компонентов различен. Азартные игры, особенно на деньги, относятся к играм, в которых доминирует роль случая. Основным методом в лече ...
Cоциально-психологические механизмы влияния
Когда речь идет о социально-психологические механизмы влияния, подразумевается, что одно предприятие психической активности своими действиями может вызвать нужную ему психическую (душевно-духовную) активность другого субъекта психики, а и ...
Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Целью обучения и воспитания является всестороннее развитие каждой личности. В настоящее время особое внимание уделяется таким важным задачам педагогической психологии как: 1) создание классификации задержек развития личности ребенка; 2) р ...