Особенности типа личности при гипертонической болезни
Эмоционально-устойчивая личность характеризуется сохранением оптимальной работоспособности в условиях эмоционального напряжения. Психологические аспекты эмоциональной толерантности лучше всего рассматривать с позиций психологической модели эмоционально-устойчивой личности. Эмоциональная активация может как стимулировать умственную деятельность человека, так и наоборот, вносить дезорганизацию в ее осуществление. Эмоциональная окраска деятельности, с нашей точки зрения, зависит от ряда факторов: волевых качеств, уровня интеллекта, повышенной устойчивости к фрустрационным ситуациям, чертам личности, в формировании которых участвуют как генетические факторы, так и социальная среда.
Один и тот же человек может показать различную эмоциональную активность в разных моделях ситуаций эмоционального напряжения. Очень рельефно выявляется эмоциональная устойчивость человека в таких видах деятельности, как межличностное взаимодействие. В этом случае эмоциональная активация зависит от мобилизации внутригрупповых взаимосвязей, от их стабильности, от конфликтообразующих свойств личности. Эмоциональная устойчивость включает в себя биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся такие свойства нервной системы, как подвижность, возбуждение и торможение, их согласованное взаимодействие. К биологическим факторам относятся и такие психологические черты, как лидерство, экстраверсия.
К социальным факторам можно, вероятно, отнести повышенную коммуникативность, конфликтность. Генетически детерминированное свойство человека к конфликтообразованию резко снижает, с нашей точки зрения, толерантность человека к эмоциональному напряжению, особенно когда оно возникает в социальных условиях межличностного взаимодействия. В нормальных условиях групповой деятельности в группе существует психологический гомеостаз и поведение человека в процессе взаимодействия соответствует тому, что от него ожидают. Если же личность считает, что ожидаемые от него действия нецелесообразны и что коллектив ошибается, а он прав, то в этом случае возникает конфликт.
Эмоциональная устойчивость (ЭУ) представляет собой адаптационно-приспособительную реакцию организма, его способность переносить эмоциональные нагрузки, не вызывая дезинтеграции регуляторно-приспособительных механизмов человека. Эмоциональная устойчивость нарушается в том случае, если человек не может преодолеть конфликта между своими возможностями и возникшими трудностями в окружающей социальной среде или межличностном общении.
Возникшее несоответствие между уровнем притязаний данного человека и проецируемыми в сознании последствиями данного события или социального явления снижает эмоциональную устойчивость личности. Сниженная толерантность к фрустрации отмечается у лиц с наличием тревоги, невротизма, конфликтности.
Лица с эмоционально-неустойчивым типом личности характеризуются преобладанием второсигнального торможения над возбуждением. Для них характерны такие психологические свойства, как зависимость, интраверсия, нерешительность, неуверенность.
С социальных позиций их можно характеризовать как лиц замкнутых, с резко ограниченной возможностью межличностного взаимодействия, неспособных образовывать и поддерживать внутригрупповые взаимосвязи. Для этих лиц эмоциональный стресс является дезорганизующим фактором.
Другое на сайте:
Феномен эгоцентрической речи
Одним из доказательств эгоцентризма детской мысли Пиаже считал феномен эгоцентрической детской речи, открытый и подробно описанный им. Пиаже обратил внимание на то, что дети 4—6 лет часто сопровождают свои действия ни к кому не обращенным ...
Классификация эффектов
При применении групповых методов и социально-психологического тренинга в частности возникают эффекты двух групп: эффекты, касающиеся всей группы участников в целом, и эффекты, проявляющиеся у каждого участника в отдельности. Наиболее знач ...
А.М. Матюшкин: история исследований детской одаренности
Исследования по психологии таланта и одаренности стали особенно интенсивно развиваться в США с середины 50-х гг. Как отметил на VII Международной конференции президент Всемирного совета по таланту и одаренности детей (о его структуре и з ...