Женственность в психологическом аспекте
Однако прежде чем перейти к анализу гендерной социализации, необходимо охарактеризовать роль и соотношение в российском обществе традиционных и модернизационных процессов. Существенной чертой традиционных обществ, является сохранение и устойчивое воспроизводство стереотипов, в том числе гендерных, служащих важнейшим механизмом, «законом» сохранения традиционной системы сожительства, в свою очередь их устойчивость связана с тем, что гендерные стереотипы базируются на основе выгоды и практической целесообразности, безопасности и физического сохранения целостности народа [1]. Модернизация же представляет собой особую форму развития, сущностью которой является переход от традиционного общества к современному [2], что неизбежно связано с преодолением форм традиционного сознания. Соотношение традиционного и модернизированного можно представить антиномиями однозначного – многозначного, устойчивого – динамичного, предсказуемого – инверсионного. Россия по своим сущностным особенностям принадлежит к особому промежуточному типу цивилизации, где значительные пласты традиционной, статичного типа культуры сталкиваются с ростками динамичной, индустриальной [3]. Соответственно, современное российское общество сегодня чаще всего характеризуется как транзитивное или переходное от традиционного к модернизационному. Несомненно, во многих областях жизни, например, в институтах социализации, традиция играет исключительно важную роль, но столь же необратимо идут и процессы модернизации, невозможность органичного сосуществования данных тенденций рождает конфликтогенность, что непосредственным образом сказывается и на социальных процессах и институтах, в частности характере гендерной социализации.
Несмотря на то, что психологами жесткая гендерная типизация оценивается скорее как фактор отрицательные для обоих полов, «феминные» мужчины и «мускулинные» женщины имеют более высокие показатели по креативности, чем индивиды, индивиды, соответствующие усредненному канону маскулинности и феминности. Взрослое сообщество оценивает данные тенденции как противоестественные человеческой природе.
Таким образом, можно сделать ряд выводов: во-первых – гендерная социализация на разных ступенях отногенеза носит неоднозначный характер, связанный как с возрастными особенностями, так и с культурными механизмами. Во-вторых – изменения в общественном производстве, характере труда, правовое и политическое равенство полов, новые роли женщин в обществе, релятивизм, ранняя самостоятельность детей – необходимые следствия модернизационных процессов – не могли не повлиять на характер гендерной социализации. При этом наиболее подверженной инновационным процессам, в частности инверсии гендерных стереотипов, оказывается молодежная субкультура. В третьих: поскольку гендерные отношения приобретают смысл для личности лишь будучи включенными в совместную деятельность, неоднозначность социальных стандартов порождает кризис гендерной идентичности, ситуацию двойственности. Если в подростковой субкультуре смешение гендерных стереотипов расценивается как прогрессивное, то взрослая субкультура, как носительница преимущественно традиционного сознания, напротив, расценивает последнее как угрозу устойчивости культуры. Таким образом, конфликтность сочетания различных гендерных стереотипов усугубляется переходным характером российского общества от традиционного к модернизированному, где традиционные ценности сталкиваются с инновационными, «архаичная» личность с современной.
В современном городе человека окружают толпы незнакомцев. Это люди разного возраста, пола, социального и этнического происхождения. Мы можем ошибиться в оценке возраста незнакомого человека или этнической принадлежности, но суждения, относительно его пола оказываются, как правило, точными. Почему мы с вами способны практически безошибочно вычислить в толпе незнакомцев представителей своего или противоположного пола по набору внешних признаков биологического, психологического и культурного характера? Очевидный ответ напрашивается сам собой: пол является важнейшей индивидуальной характеристикой, определяющей основные жизненные установки и ценности.
Другое на сайте:
Определение, функции, хар-ки сознания
Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа. Человеческое сознание – одна из последних тайн.
Вплоть до Нового вре ...
Особенности речи ребенка, поступившего в первый класс
В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 - 6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одарённые дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантаст ...
Применимость результатов социально-психологического
тренинга вне тренингового простанства
Поскольку тренинг ставит перед собой задачу воздействия на его участников, естественно, встает вопрос о том, как в дальнейшем скажется (и скажется ли) на участниках опыт СПТ. Практика применения СПТ в различных областях имеет тенденцию к ...
