Женственность в психологическом аспекте
Универсальных гендерных ролей для мужчины и женщины не существует. Маргарет Мид на основании своих наблюдений, проведенных в экспедициях, утверждала, что, несмотря на то, что каждая культура в какой-то степени институировала роли женщины и мужчины, характер, который мы считаем присущим тому или иному полу, может являться лишь одним из вариантов человеческого характера, который с большим или меньшим успехом можно обнаружить у любого индивидуума. М. Мид в работе «Пол и темперамент» развенчала убеждения о том, что мужчины и женщины от «природы» созданы для выполнения определенных ролей. В каждом из изучаемых ею обществ Новой Гвинеи мужчины и женщины выполняют разные роли. Сексуальные роли складываются на основе культурных и социальных особенностей, а не «естественного порядка вещей» [13, с. 87].
Социальный конструкт женственности плодотворно рассматривать в русле гендерных исследований – области научного познания, сформировавшегося в последние десятилетия ХХ века. Центральное место в теоретическом осмыслении гендера принадлежит его толкованию как социально-культурной категории. Гендер – это форма выражения женственности, то, что составляет содержание этого социального конструкта. Идеология, политика, религия, искусство, в частности литература, – инструменты, принимающие активное участие в формировании женственности.
Рассмотрение женственности как социокультурного конструкта предполагает учет таких компонентов половой дифференциации, как биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы, сексуальные роли. Каждый из этих компонентов, взятый с учетом особенностей того ли иного исторического отрезка времени, оказывает влияние на формирование тех или иных социальных атрибутов женственности.
Понимание женственности невозможно вне такого социального признака, как стратификация. Гендерная стратификация – это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа, одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Женственность, как правило, отождествляется с «женским» и означает снижение социального и культурного статусов, традиционно воспринимаясь как культурно вторичный феномен. «Женское» по сложившейся повсеместно традиции оказывается за границами нормы. То есть стереотипное понимание женственности связано, прежде всего, с гендерным неравенством. Гендерное неравенство в качестве социокультурного конструкта возникло на основе естественных, биологических различий между мужчинами и женщинами. Социальные нормы и роли постоянно меняются во времени, однако гендерная асимметрия остается почти неизменной.
Современная культурная ситуация поставила под вопрос соотношение понятий «мужского» и «женского». По своим качественным характеристикам «маскулинное» по-прежнему соотносится с активным, самостоятельным, творческим; «феминное», в свою очередь, с пассивным, устойчивым, подавляемым. Однако представление о носителях этих качеств существенно изменилось, стало очевидно, что мужчины и женщины обладают разными степенями маскулинности и феминности, что предполагает и возможную трансформацию традиционно закрепленных социальных ролей. Подобные представления поставили под вопрос анатомо-физиологический способ объяснения происхождения маскулинности и феминности, поскольку при наличии определенного биологического пола его носитель может обладать противоположными этому полу качествами. Результатом стало обновление терминологии, традиционное «пол» сменилось понятием «гендер», закреплявшем социальные предпосылки происхождения половых различий. В связи с этим, необходимым условием понимания полоролевого поведения стала характеристика культурного контекста, в рамках которого разворачивается последнее.
Факт конструируемости гендера, соответственно осознание способности мужчин и женщин брать на себя роли, традиционно закрепленные за противоположным полом, требует определенной трансформации традиционных представлений, что необходимым образом связано с характером современной ситуации развития общества. На наш взгляд, в российском обществе существенным условием реализации новых гендерных представлений является модернизация, процесс протекания которой характеризуется столкновением с традиционными культурными установками. Таким образом, актуальным представляется анализ специфики современной гендерной социализации в контексте перехода российского общества от традиционного к модернизационному.
Другое на сайте:
Деловые переговоры их характер, определение целей, организация, методы и
навыки ведения деловых переговоров
Переговоры — это средство, взаимосвязь между людьми, предназначены для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы.
Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обме ...
Особенности межличностной коммуникации в
подростковом возрасте
В одном исследовании большой группе школьников 14-15лет был задан вопрос: « В чем вы видите наибольшую угрозу своему счастью? « Более 50% опрошенных ответили – в плохом отношении к себе товарищей. Таков результат не случаен. Ранняя юность ...
Репрезентативные системы
Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. А что такое наши мысли? Существует множество различных научных ответов, и все же каждому из нас хо ...