Научно-теоретический подход к проблеме женственности
Согласно Уильямс и Бест (Williams & Best, 1986), мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Эти представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре. Юморист Дейв Барри (Barry, 1991) говорил, что женщины хотят, чтобы их любили, слушали, желали, уважали, нуждались в них и верили им.
Смена женской парадигмы заняла примерно десятилетие, но была – внешне – достаточно радикальна. Постепенно исчезали в жизни, литературе, с экрана жертвы мужских страстей, принуждения, как и соблазнительницы эпохи нэпа. Женщина обгоняла мужчину в труде и социальном статусе, становясь «самой передовой». На смену семье приходил диктат государства и партии, на смену семейному патриархату – патриархат «вождей». Психический склад русской женщины, ее самоотверженная работа на разных поприщах служат залогом ее богатейших возможностей, а творчество художников способствует раскрытию ее потенциальных возможностей.
Обращаясь к истории, можно обнаружить множество высказываний представителей «сильного пола» о «мужественной женственности», начиная с хрестоматийной фразы Н.А. Некрасова о способности укрощать самых неуправляемых животных. «Женщины в нашей стране могут быть летчиками не хуже мужчин», – вывод, к которому пришел командир отделения, познакомившись с работой прославленной советской летчицы М. Расковой. «Лучшие мужчины – это женщины», – подтвердил поэт Евтушенко, указывая на отнюдь не женские сферы, в которых реализует себя женщина.
Подобное проявление мужественной женственности – закономерность или особенность времени, влияющего на ролевое самовыражение? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Множество факторов влияют на форму саморепрезентации и самореализации женщины, актуализацию тех или иных свойств женственности, в числе которых важное значение имеет социальное конструирование. Конструирование осуществляется посредством разных институциональных каналов: семья, религия, нация, этнос, политика, государство, искусство и прочие.
Если в социуме всегда существует образ женщины, предлагаемый как идеальный, то поэты и художники, политики и модельеры, кино и театр приносят в мир тот образ женщины, который в данном социуме, в данное время является наиболее предпочтительным. В создании социокультурного конструкта женственности в каждом отдельном случае может играть значительную роль литература конкретной эпохи. Несмотря на то, что в отечественной литературе на протяжении всего ее развития обнаруживаются имена женщин-писателей, однако в целом конструкт женственности выстраивается преимущественно с мужской репрезентации.
Внесемейная и внешкольная среда – художественная литература, видео и киноискусство, телепрограммы и другие средства массовой информации, политические процессы, коллективные отношения и общественное мнение – все это влияет на формирование социального конструкта женственности в равной степени, как и мужественности.
Настоящая женщина, которая сознает свою уникальность, не разделяет общественных предрассудков и предвзятых мнений. Руководствуясь исключительно собственными соображениями, настоящая женщина следует только своей индивидуальности и, как Мона Лиза, тихо улыбается при виде наивных усилий феминисток, которые с пеной у рта жертвуют собственной женственностью во имя женственности! Как и остальные представительницы женского пола, настоящая женщина временами поступает в высшей степени иррационально, но, в отличие от прочих женщин, никогда не ведет себя нелогично. Настоящая женственность, которая всегда ощущается, но извечно пребывает на расстоянии, остается странной, необъяснимой и чудесной загадкой! Как грустно, что в погоне за свободой большая часть женщин приносит женское начало в жертву, легкомысленно обменивает эту загадку на модную идею равноправия полов. Если женщине и нужно освободиться, то не от собственной женственности, а от распространенного представления о том, что она чем-то хуже мужчины, от того мнения, что появиться на свет живой загадкой – значит стать жертвой каприза судьбы.
Другое на сайте:
Методы исследования воображения и творческих
способностей
Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание.
С.Ю. Лазарева рекомендует педагогическую оценку результатов творчес ...
Подходы к типологизации личности в профессиональной сфере
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде о ...
Коррекция взаимоотношений родителей с детьми
Характерологические свойства личности, как единодушно отмечают зарубежные [56, 98] и отечественные [29, 51, 62] исследователи, формируются в дошкольный период. Ученые расходятся лишь в определении сроков формирования этих свойств. Важную ...