Психологический анализ понятия темперамента и подходов к его диагностике
Сопоставление отдельных психических свойств темперамента с общим типом высшей нервной деятельности в целом особенно необходима тогда, когда индивидуальная психическая особенность зависит не от одного какого-либо физиологического свойства типа, а от нескольких. Так, например, Я.Стреляу, сопоставив сдерживание с общими типами нервной системы, показал, что оно зависит не только от силы торможения, но и от силы возбуждения [45, с.79].
Такое сопоставление необходимо и для того, чтобы вообще отличить свойства темперамента от других индивидуальных психических особенностей. В работах Л.Б. Ермолаевой - Томиной и А.И.Ильиной были показаны различные маскировки темперамента.
Многие авторы отмечают, что вопрос о природе темперамента и его диагностике пока остается открытым, поскольку существуют как теоретические, так и эмпирические противоречия, связанные с разными исходными посылками и гипотезами, которые формулируются в различных психологических школах и направлениях.
Таким образом, темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения.
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата.
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности. Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Подходы к понятию и диагностике акцентуаций характера у подростков мы рассмотрим в следующем параграфе.
Другое на сайте:
Мышление как познавательный процесс
Мышление – это познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира [20].
Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает ...
Приемы преодоления сценического волнения учеников
Исходя из перечисленных методов и приемов преодоления сценического волнения, следует привести примеры преодоления сценического волнения класса эстрадного вокала ДМШ г. Белореченска.
Эстрадное отделение в ДМШ г. Белореченска открыто в 200 ...
Психофизиология функциональной асимметрии полушарий мозга
Под психофизиологической асимметрией понимается своеобразие психической деятельности и сопровождающих ее физиологических процессов, связанных с активностью левого или правого полушария. О необходимости разграничения мозговой и психической ...