Внешние факторы, что способствуют актуализации творческого потенциала
Свобода личности - важнейшее условие развития творческого потенциала. Категории свободы личности и свободы выбора следует рассматривать как проблему свободы выбора видов деятельности. Здесь имеется в виду именно творческие занятия и их место в череде всех занятий, которые осуществляются не под давлением «внешней цели», а благодаря глубокой внутренней мотивации, т. е. виды деятельности, которые учащийся выбирает сам с ростом его творческой активности, профессионального уровня и компетенции. Творческая личность - это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных, нравственно-волевых качеств. В основе ее деятельности лежат мотивы поведения и деятельность, в которой эти мотивы могут реализоваться оптимально и для человека, и для общества.
Очень важно при организации работы исследовать, какие способности являются ключевыми.
Именно в творчестве личность обретает смысл жизни. Утверждение и реализация смысла жизни также может быть фактором, мотивирующим личность к творчеству. Вместе с тем творческая деятельность может мотивироваться и негативными факторами (несправедливости со стороны общества, ощущение абсурдности бытия, личностного несовершенства и дисгармонии и т.п.). Это во многом связано с процессами, которые происходят в действительности и порождают в обществе подобные настроения. Современная социальная стратификация с относительно открытыми структурными элементами создаёт условия достаточно высокой степени социальной мобильности, что также может выступать в качестве стимулирующего развитие и реализацию творческого потенциала личности.
Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем "раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы". Таким образом, для творческого роста человека имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.
Изменение сущности и характера труда лежит в основе новой парадигмы не только экономики, но и всего общества. Основные изменения, происходящие в труде постиндустриального типа в связи с новым качественным развитием человечества, определяются устранением и заменой модели «экономического человека». Ни экономические методы, ни экономическое принуждение не могут управлять творческой направленностью личности. Подобная трансформация затрагивает не только условия жизни и деятельности человека, но и его внутреннюю сущность, изменяющую интересы, цели, ценности, стремления. Формируется новый тип работника - «работник интеллектуального труда», - объединяющий ориентацию на оперирование информацией и знаниями, высокую мобильность, желание заниматься деятельностью, открывающей, прежде всего, пространство для самореализации и самовыражения. Но существует и ряд противоречий, так как людей, движимых постэкономической системой мотивации, нематериалистическими мотивами и стимулами, не большинство. Они составляют социальную группу, которая, с одной стороны, определяет развитие общества, а с другой - противостоит остальной части общества.
Феномен творчества имеет прямое отношение к труду, главному содержанию общественного бытия человека, его творческим способностям, творческому отношению к миру.
Поэтому творчество можно рассматривать в качестве атрибута труда и средства развертывания общественного прогресса, формирования человеческого мира и саморазвития человека. В труде, во взаимном обмене деятельностью, в трудовых отношениях раскрываются специфические качества человека как социального существа. В творчестве имеет значение множество как социальных, так и личностных факторов, в том числе и психологического свойства: характер, сила воли, находчивость, страсть, опыт, а также умение формулировать проблемы, самостоятельность, критичность, толерантность и др.
Заметный интерес к творчеству как к экзистенциальной ценности со стороны бизнеса обозначился, начиная с 60-х годов 20 столетия. Объясняется это явным и острым несоответствием сложившихся организационных структур реальным ситуациям и требованиям времени. Существовавшие в компаниях управленческие структуры были рассчитаны на принятие ограниченного числа типовых решений. Но социальные, экономические, технологические условия производства, бизнеса и управления стали изменяться достаточно быстро; число проблем, не соответствующих известным классам типовых задач и решений, непрерывно увеличивалось. Возрастающий динамизм реальных ситуаций потребовал более гибкой и быстрой реакции руководства и сотрудников. Дальнейшее развитие производства оказалось невозможным без его децентрализации и фрагментации. Полномочия принятия решений и ответственность за них стали передаваться на более низкие уровни организации, что требовало реализации креативных способностей работников, предоставления им большей свободы. Поэтому творчество, создание новых принципов, способов деятельности оказалось необходимым в трудовой деятельности работника.
Другое на сайте:
Связь психологии с менеджментом
Менеджмент предлагает для разрешения проблемы лидерства множество концепций, но ни одна из них до сих пор не была в достаточной мере универсальной. В этом смысле концепция эмоционального интеллекта на сегодняшний день представляет собой о ...
Основные научные течения в российской психологии конца XIX
- начала ХХ века
Выделившаяся в самостоятельную науку в конце XIX - начале XX вв. российская психология включала ряд мощных течений, характеризующих различные взгляды на понимание сущности психики и методов ее исследования: идеалистическое (описательное), ...
Требования к речи учащихся
Какую же речь можно считать хорошей? К чему следует стремиться учителю и ученику? Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.
Первое требование
- это содержательность. Содержание для бесед, для ра ...