Практические способы воздействия руководителя на СПК
Как правило, в деятельности руководителя сочетаются непроизвольное и сознательное воздействия на коллектив, хотя соотношение их бывает разным.
Воздействие руководителя на коллектив может быть прямым, непосредственным, когда он предъявляет требования к людям. Разрешает проблемы межличностных отношений, и косвенным, когда руководитель организует оптимальные условия труда и воспитания кадров. Хорошо организованный труд, обеспечивающий ритмичную работу коллектива и каждого из его членов, без срывов и последующих авралов, способствует психологической уравновешенности, положительно сказывается на настроении людей.
Значимость для подчиненных черт руководителя, при которых осуществляется добровольное подчинение ему на основании доверия связано с авторитетом руководителя. Существует взаимосвязь престижа должности и авторитета личности руководителя. Их равновесие свидетельствует о правильном соотнесении престижа должности и действий руководителя по утверждению своего авторитета. Авторитет личности более значим и индивидуален, потому руководитель должен быть обеспокоен тем, на сколько люди верят в его знания, опыт, личностные качества. [106, с. 171]
Согласно исследованиям, члены коллектива испытывают удовлетворенность работой руководителя в тех случаях, когда создаются следующие условия.
Доброжелательное и уважительное отношение руководителя к работнику.
Работнику предоставляется возможность работать там и делать то, к чему он чувствует призвание и интерес.
Каждый работник рассчитывает на то, что его деятельность будет замечена и отмечена.
Работники заинтересованы в росте своего мастерства и культурного уровня.
Каждый добросовестный работник ожидает продвижения по службе, с чем связаны не только его материальное положение, но и престиж в коллективе, и самоуважение.
Работник желает видеть в своем руководителе авторитетного человека, высококвалифицированного, принципиального, доброжелательного, наставника коллектива.
Выделяются следующие факторы воздействия на коллектив и личность:
Принципиальность в отношениях, исключающая субъективность в
оценках личностных качеств и труда людей.
Чуткость и внимательность к людям, проявляющиеся в заботе об их
материальных и моральных интересах и потребностях и
предполагают участие руководителя в судьбе подчиненных.
Требовательность, без которой невозможно развитие коллектива и
личности. Однако она должна сочетаться с уважительным
отношением к человеку.
Таким образом, уважительное отношение к мнению коллектива и отдельных работников, тактичное обращение с людьми, учет их индивидуальных особенностей, умелое стимулирование инициативы, новаторства и своевременное продвижение по службе на основе объективной оценки их качеств, результатов труда, возможностей, а также личная активность и максимальная отдача – все это непосредственно и положительно влияет на СПК коллектива.
Оптимальное управление деятельностью и СПК в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются:
- научно-обоснованный подбор обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;
- комплектование первичных трудовых коллективов с учетом фактора психологической совместимости;
- применение социально-психологических методов способствующих выработке у членов коллектива навыков коллективного взаимоотношения и взаимодействия. [83, c.163]
Другое на сайте:
Общая характеристика способностей человека
Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим ...
Физиология эмоций
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они сказываются на различных аспектах биологического, физиологического и социального функционирования человека
У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической ...
Условия психического развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и
развития
Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей ...