Факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков.
Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (кроме неконтролируемых действий, совершаемых невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).
Тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр., а выступает, в большинстве случаев, лишь как ситуация замещения или неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими. (18 с.19)
Сложившаяся в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность к самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки.
Подросток жаждет не просто внимания, а понимания и доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая социальной активности подростка – он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.
Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п.
Существенную роль биологических условий в возникновении агрессивного поведения человека играет дисгармоническое развитие. Некоторые условия воспитания также способствуют возникновению и закреплению агрессивности. И здесь одной из важнейших причин является авторитарный стиль воспитания, при котором авторитет приписывается взрослому в силу превосходства его положения. Такой авторитет подкрепляется наградами, наказаниями, устрашениями. Ребенок очень скоро начинает понимать, что наказание не всегда связано с его проступком, главная причина – вмешательство взрослого. Ребенок учится избегать этого вмешательства, скрывать свои поступки, лгать.
Способствует формированию агрессивного стиля отчуждение родителей от детей, конфликтные отношения между родителями, противоречивые требования родителей. Установлена связь между родительскими наказаниями и агрессией у детей.
В формировании агрессивного поведения на первом месте по степени влияния стоит реальное поведение родителей, затем знакомых взрослых, семейное насилие, документальное кино и художественное кино.
Выделяют две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида или душевная травма, или само нападение. Часто за агрессией стоит неудовлетворенная потребность во внимании, желание почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды.
Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.
Во-первых, это частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут более вероятно реагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов.
Другое на сайте:
Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления детей младшего школьного возраста
Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте.
Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэ ...
Внимание, виды и свойства
Внимание
– осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не на ...
Общие понятие детской одаренности
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, ...