Диагностика межличностных отношений в малой социальной группе
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоение личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от общества. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения в самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях (в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях), индивид проявляет себя как личность, и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи учеников этих групп. Особенно интенсивное развитие общение детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте. Отношения со сверстниками обычно строятся как равноправные и управляются нормами равноправия. На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, готовность прийти на помощь.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Ощущение целостности и устойчивости себя и других членов группы – важнейшее условие для внутреннего благополучия и установления нормальных отношений с окружающими. Формирование этого чувства во многом зависит от особенностей развития в подростковом возрасте. Если внешняя и внутренняя жизнь подростка характеризуется напряжением, противоречиями и конфликтами, то устойчивость психологических особенностей характера проявляется достаточно поздно – где-то в возрасте 20-40 лет. Поэтому межличностных отношений подростка может повлиять на его дальнейшее развитие и жизнь в целом. Но не все зависит лишь от подростка, но и от особенностей группы, к которой он относится. Известно, что чем выше уровень развития группы, тем лучше условия, которые она создает для проявления позитивного и торможения негативного в личности.
Влияние со стороны группы проявляется в форме эмоционального и морального настроения, самочувствия, которое доминирует в человеке во время длительного пребывания в ней. Самочувствие в группе определяет ее социально-психологический климат. Социально-психологический климат – это качественная сторона межличностных отношений, которая проявляется в виде совокупности психологических условий, которые способствуют или тормозят продуктивную совместную деятельность и всестороннее развитие личности в группе. Главной причиной возникновения негативного социально-психологического климата в классе, является нежелание или неумение правильно воспринимать и оценивать людей, предубежденное отношение к ним. Из всего сказанного, можно сделать вывод, что диагностирование уровня развития класса, социально-психологического климата в нем, предупреждение складывания негативного социально-психологического климата в классе, оказание помощи подросткам в занятии надлежащего места в структуре класса - является главной в работе школьного психолога. Таким образом, можно считать, что тема курсовой работы «Диагностика межличностных отношений в малой социальной группе», является актуальной.
- Теоретико-методологические подходы к изучению малых групп
- Возрастные особенности подростков
- Особенности межличностной коммуникации в подростковом возрасте
- Роль и статус личности в группе. Формальное и неформальное лидерство
- Заключение
Другое на сайте:
Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти
Раздельное рассмотрение памяти как процесса точной репродукции запечатленного материала или как процесса активного конструирования материала при воспроизведении, конечно, является весьма условным. Ориентация на крайние точки континуума ре ...
Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов
Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из ...
Речь. Общая психологическая характеристика
Человеческая речь – совершенно особый и невероятно богатый канал выразительности. Одно звучание голоса во многом характеризует текущие психические переживания говорящего. Еще большее значение для самораскрытия человека имеет то, о чем он ...