Особенности социальной перцепции в сфере делового взаимодействия
Сфера делового общения представляет собой такую область деятельности человека, в которой удовлетворение потребностей одних людей является основной задачей и конечным результатом труда других. Для этого потребители (товаров или услуг) должны вступать в непосредственный контакт с работниками сферы обслуживания, что неизбежно приводит к общению двух сторон.
Центральной фигурой процесса взаимодействия следует признать продавца, т.к. от него во многом зависит эмоциональная окраска общения. От покупателя к продавцу по принципу обратной связи идет информация об удовлетворенности или неудовлетворенности общением. Подтверждение благоприятного течения контакта придает уверенность дальнейшим действиям продавца, а неудовлетворенность или ярко выраженная недоброжелательность со стороны покупателя сковывает и ограничивает его усилия.
Трудности, с которыми сталкиваются вступающие во взаимодействие продавец и покупатель, во многом определяются специфическими особенностями общения в торговле и условиями, в которых оно протекает. Общение здесь всегда контактное или прямое, по своей сути оно ролевое, т.е. имеющее функциональную направленность, регламентированное, подчиненное определенным правилам, предписаниям, социальным нормам поведения. Это общение характеризуется кратковременностью и часто одноразовостью контакта, что приводит к его обезличиванию. Т.о. общение является анонимным – это взаимодействие между несвязанными личными отношениями или же незнакомыми людьми – предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли во временных отрезках различной длительности. Общение в системе покупатель – продавец ситуативно, т.е. обусловлено наличной ситуацией и настроением его участников. Постоянно изменяясь, ситуация вносит определенные коррективы в общение, но т.к. в каждой ситуации возможна координация поведения ее участников, то нельзя назвать случайностью конфликты, возникающие при разнонаправленных интересах субъектов общения. Сфере торговли в экономической системе присуща субъективная неопределенность: деловое взаимодействие подразумевает обязательное сочетание профессионального труда одних его участников с потребительской деятельностью других. При этом различия мотивации у продавцов и покупателей оборачиваются существенными расхождениями в направленности и характере деятельности тех и других.
По определению, общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Г.М.Андреева предлагает выделять в феномене межличностного взаимодействия 3 взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативный аспект состоит в обмене информацией между взаимодействующими сторонами. Интерактивная сторона заключается в в организации взаимодействия, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Иногда в аналогии используются другие термины. Так, например, в общении выделяют 3 функции: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникатиную. Все обозначенные стороны взаимодействия выявляются в условиях непосредственного контакта между индивидами, что полностью применимо к деловому общению продавца и покупателя.
В.А.Соснин и П.А.Лунев выделяют следующие виды общения: понимающее, принижающе-уступчивое, директивное, защитно-агрессивное. Понимающее (диагностическое) общение ориентировано на понимание собеседника, его уважение, отсутствие каких бы то ни было негативных оценок его состояния и высказываний. Принижающе-уступчивое общение основано на сознательном занижении одного из субъектов, на его постоянных уступках другому. Стремление понять другго субъекта при этом все-таки присутствует. Директивное общение ведет к психологическому воздействию на индивида для достижения своих целей (манипуляция). При этом ярко выражены стремление добиться от собеседника принятия своих взглядов, положений, указаний. Защитно-агрессивная модель общения предполагает, что индивид соглашается с высказанными ему пожеланиями, указаниями. Однако эта форма взаимодействия, в отличие от директивной, сопровождается сознательным унижением партнера по общению, игнорированием его интересов и эмоционального состояния.
Г.Келли указывает на то, что каждый индивид имеет определенные каузальные представления и ожидания. Причины поведения другого человека индивид будет определять в соответствии с имеющимися у него схемами. Наличие у индивида конкретных каузальных схем обусловлено его прошлым опытом, реальными отношениями, личностными характеристиками. При использовании этих схем возможны ошибки по следующим причинам:
- из-за различных позиций субъектов восприятия;
- из-за наличия типичных ошибок атрибуции (мотивационные ошибки, представленные разного рода «защитами», т.е. ассиметрия позитивных и негативных результатов; фундаментальные ошибки, которые включают переоценку личностных аспектов и недооценку ситуационных).
- Барьеры в деловом взаимодействии
- Прием и установление контакта
- Выявление потребности
- Возражения
- Заключение
Другое на сайте:
Теория типов личности Ганса Айзенка
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очер ...
Способности и одаренность
Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности и ...
Особенности поведения тревожного ребенка
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются осо ...